ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Восточноазиатское эхо» угроз о выходе из РСМД

13:49 29.10.2018 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

После того, как президент США Дональд Трамп заявил о намерении вывести США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), пояснив его якобы нарушениями положений этого соглашения со стороны России, последовал шквал комментариев, прежде всего со стороны самой России и американских союзников в Европе.

При этом почти без внимания осталось то, что это заявление имеет и весьма важный восточноазиатский контекст. На вопрос о том, являются ли такие высказывания угрозой России, Трамп заявил, что «это включает Китай, Россию и любого, кто хочет играть в эту игру", поставив Китай на первое место.

При этом Трамп также предупредил, что США планируют наращивать свой ядерный арсенал до тех пор, пока остальные страны "не придут в чувство", заметив, правда, при этом, что США будут готовы к сокращению ядерных вооружений, если стороны достигнут взаимопонимания.

Реакция со стороны Китая последовала незамедлительно. Пекин не приемлет шантаж в любом его проявлении и советует Вашингтону еще раз подумать, прежде чем принимать решение о выходе из Договора. Об этом говорится в специальном заявлении представителя МИД КНР в ответ на требование Белого дома о включении Китая в ДРСМД. В заявлении специально подчеркнуто, что договор носит двусторонний характер и был заключен в свое время между США и бывшим СССР.

Тогда почему Китай? Министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил в этой связи, что за неделю до заявления Трампа Вашингтон направил на Смоленскую площадь список американских претензий к России по поводу соблюдения ДРСМД, заодно поинтересовавшись у Москвы, ограничивает ли Договор подобные вооружения таких стран как Китай. Индия, Пакистан и Иран. В ответ, по словам российского министра, Москва посоветовала США самим узнать у этих стран их позицию, напомнив, что 10 лет назад Россия предложила другим государствам сделать ДРСМД универсальным, но встретила отказ.

Итак, снова «фирменный стиль» Дональда Трампа: угроза размещения ракет средней и меньшей дальности (РСМД) в Азии при отказе азиатских стран присоединиться к договору. При этом хозяин Белого дома, проведя накануне консультации о возможном выходе из ДРСМД со своими союзниками по НАТО, и не подумал поинтересоваться мнением на этот счет самих азиатских стран.

Угроза размещения РСМД в Восточной Азии действительно серьезна. Российские системы ПВО С-400 и С-500 могут перехватывать крылатые ракеты и ракеты средней дальности. А вот Китай должен действительно беспокоиться. Американские ракеты с дальностью полета около 5000 км, размещенные в Японии, Южной Корее и на Тайване, могут стать серьезной угрозой для КНР. Но их смогут перехватывать С-400, которые Пекин закупил в России (вызвав этим крайнее недовольство и даже санкции со стороны Вашингтона).

Возможное размещение американских РСМД в регионе наверняка негативно повлияет и на переговоры о северокорейской ракетно-ядерной программе между США и КНДР. В Южной Корее также следят за развитием ситуации вокруг ДРСМД. Комментируя вопрос о возможном влиянии выхода США из договора на процесс денуклеаризации Корейского полуострова, представитель южнокорейского МИД уклонился от прямого ответа, но отметил, что Москва и Вашингтон придерживаются одинаковой позиции с правительством РК по этому вопросу. Однако особого энтузиазма в связи с возможным выходом США Сеул явно не испытывает.

В данном контексте весьма важен и вопрос о том, можно ли действительно считать заявление Дональда Трампа своеобразным «приглашением» Китаю и другим странам региона присоединиться к ДРСМД.

С одной стороны, такая, весьма насущная и деликатная проблема в мировой политике действительно существует. До сих пор переговоры о контроле над ракетно-ядерными вооружениями и об их сокращении велись исключительно между США и Россией, чей ракетно-ядерный потенциал многократно превышал потенциал остальных держав, вместе взятых.

Но по мере снижения количественных и качественных показателей американского и российского ракетно-ядерного потенциала до уровня, сравнимого с соответствующими показателями других «официальных» ядерных держав (Великобритании, Франции и КНР), а также таких стран, как Индия и Пакистан (Иран, Израиль и КНДР под вопросом), неизбежно возникнет вопрос о присоединении этих стран к переговорам по контролю над ракетно-ядерными вооружениями и об их сокращении.

Вопрос в том, когда и при каких условиях этот процесс может начаться, что называется, «висит в воздухе» (кстати, не обязательно именно с расширения ДРСМД). Здесь нужны не шантаж и угрозы, а дипломатический такт, понимание исторического контекста проблемы, уважение интересов безопасности других стран и готовность действовать сообща в рамках международного режима нераспространения ракетно-ядерного оружия.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати