ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Кто станет президентом Грузии?

19:43 24.10.2018 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: kavkasplus.com.

В Москве состоялся экспертный круглый стол, посвященный выборам президента Грузии, которые запланированы на 28 октября. Это будут последние прямые выборы главы государства, на которых он будет избран не на пять, как ранее, а на шесть лет. Согласно новой конституции, принятой в 2017 году, в дальнейшем президентские выборы станут прерогативой 300 членов избирательной коллегии. По мнению участвовавших в круглом столе экспертов-кавказоведов, страна приближается ко дню голосования в условиях разочарования населения во всех политических лидерах без исключения.

По мнению политолога Игора Гвритишвили, особого интереса предстоящие выборы не представляют. Важно лишь, какой процент голосов получит правящая партия «Грузинская мечта», которая в настоящее время располагает большинством в парламенте.

Эксперт отметил, что лидером предвыборной гонки считается формально независимый кандидат, бывшая министр иностранных дел Грузии в 2004-2006 годах Саломе Зурабишвили. Именно на нее сделала ставку правящая партия. По данным предварительных опросов, за нее готовы отдать голоса более 50% избирателей.

Главным конкурентом С.Зурабишвили считается еще один экс-руководитель грузинского Министерства иностранных дел – Григол Вашадзе, кандидат от «Единого национального движения (ЕНД). Его готовы поддержать примерно 20-25% грузинских избирателей. Как отметил И.Гвритишвили, этот политик отличается большими амбициями и самомнением. Однако, в отличие от других деятелей ЕНД времен Михаила Саакашвили, он не замешан ни в каких коррупционных скандалах и сомнительных авантюрах. В свое время Г.Вашадзе успешно начинал карьеру в советском, а затем в российском внешнеполитическом ведомстве, но после прихода к власти Михаила Саакашвили получил грузинское гражданство. После войны в Южной Осетии в 2008 году он демонстративно отказался от российского гражданства и занял пост главы МИД Грузии.

Несмотря на все перипетии своей биографии, Вашадзе считается довольно состоятельным бизнесменом. Его супруга, Нина Ананиашвили, в советское время была примой-балериной Большого театра, благодаря чему семья сумела скопить определенное состояние. Эти средства были направлены на скупку земель сельскохозяйственного назначения. Земля стоила дешево, на ней Вашадзе сумел разбить виноградники. По мере того, как для грузинских вин открылся российский рынок, бывший дипломат превратился в крупного винодела.

Что же касается еще одного видного соратника Михаила Саакашвили, лидера отколовшейся от ЕНД фракции «Европейская Грузия» Давида Бакрадзе, то он мог бы рассчитывать на 12-14% голосов.

Глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович заметил, что социологическим опросам, проводимых в Грузии, особенно тем из них, которые проводятся иностранцами, доверять нельзя. Дело в том, что респонденты не верят в собственную анонимность и боятся, что могут пострадать за собственное мнение, а потому говорят то, что собеседник хочет услышать. В то же время в Грузии более четверти населения живет за чертой бедности, а поэтому можно ожидать любого исхода голосования.

Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев подтвердил, что в Грузии крайне недовольны деятельностью правящей партии «Грузинская мечта», поэтому нельзя исключить того, что оппозиция может получить значительную поддержку со стороны населения. Необходимо помнить и о том, что полномочия парламента в этой стране значительно шире, чем у президента.

В.Евсеев считает, что, несмотря на большинство, которое сохраняется за партией «Грузинская мечта», граждане Грузии крайне разочарованы неспособностью правящей элиты вывести страну из экономического кризиса. Курс лари по отношению к доллару стабильно падает, а зарплаты не растут. Поэтому не исключено, что С.Зурабишвили может не выиграть выборы в первом туре. Во втором туре против нее могут объединиться все остальные политические силы.

Н.Мендкович считает, что противникам «Грузинской мечты» также нечего предложить своим соотечественникам. Свои возможности (вернее, полное отсутствие профессионализма и необходимой компетенции) они продемонстрировали уже в период президентства Михаила Саакашвили. Местное население до сих пор помнит, что произошло, когда лидеры «революции роз» отменили импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию сельского хозяйства, и, как следствие, все дотации на агропромышленный комплекс. В итоге страна попала в жесткую зависимость от импорта из соседних стран – Азербайджана и Турции. В некоторых населенных пунктах пенсионеры вынуждены отказываться от газа и электричества, чтобы выжить на более чем скромную пенсию, которая не превышает 180 лари. В любом случае, для кардинального изменения ситуации в стране к лучшему нужны огромные деньги, которые неоткуда взять.

На волне экономического недовольства возрастают и межнациональные противоречия. Возрастает угроза религиозного радикализма в Панкисском ущелье, где компактно проживают чеченцы-кистинцы, а также в Аджарии, где еще в самом начале событий «арабской весны» усилилась агитация исламистских организаций за вступление в ряды ДАИШ . Н. Мендкович напомнил, что деятельность некоторых исламистских лидеров патронировали ближайшие соратники экс-президента Михаила Саакашвили. Среди них эксперт назвал Тимура Махаури, который после событий «евромайдана» на Украине перебрался в Киев, участвовал в деятельности так называемого чеченского добровольческого отряда, переброшенного на Донбасс, а в сентябре 2017 года погиб при взрыве собственного автомобиля в столице Украины. Справедливости ради нужно сказать, что некоторые из деятелей спецслужб, замешанных в криминальных связях, пытках, вымогательстве и прочих преступлениях, после того, как Саакашвили ушел со своего поста, были осуждены и в настоящее время отбывают тюремный срок.

Что же касается отношений Тбилиси с Москвой, то вне зависимости от того, кто возглавит Грузию, России рассчитывать особенно не на что. Ни один политик в этой стране, сколько бы он ни заявлял о своем стремлении к нормализации отношений, не согласится признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Единственным способом сдвинуть сложившуюся ситуацию с мертвой точки остаются переговоры о возвращении беженцев в места их проживания. Однако на это не пойдут ни в Цхинвале , ни в Сухуме.

Разумеется, обсуждение внутреннего и внешнеполитического положения Грузии не могло пройти мимо вопроса о том, корректно ли сравнивать ситуацию в Грузии с соседней Арменией. Эксперты сошлись во мнении, что никакого масштабного переворота в Грузии не предвидится, поскольку для этого нет ни харизматичного лидера, ни массового движения, пользующегося активной поддержкой в обществе. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати