Фото: Артём Гарин
В рамках Российской энергетической недели состоялся VIII Петербургский международный газовый форум. Площадка Форума традиционно стала одной из ведущих в обсуждении актуальных тенденций энергетической отрасли. Среди главных тем фигурировали роль и место газа в энергобалансе мировой экономики, растущий рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, а также отраслевые инновации.
Будущее нефтегазовой отрасли – цифровая трансформация
Большая часть государств стремится провести глубокую трансформацию энергетической отрасли. Действительно, для расширения доступа к энергии, поддержания стабильного экономического роста, а также улучшения уровня жизни населения, компании заинтересованы в увеличении добывающих мощностей. Данный факт требует разработки новых технологий при строительстве и модернизации проектов в сфере энергетики, с учетом феномена цифровизации, который имеет большие перспективы для повышения безопасности, производительности, эффективности и устойчивости глобальных энергосистем.
На просторах VIII Петербургского международного газового форума прошел круглый стол «Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли». Счет докладам круглого стола был открыт руководителем исследований «Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации» Александром Курдиным. По мнению эксперта, говоря именно о нефтегазовой отрасли, стоит отметить ее консервативность относительно принципиально новых бизнес-моделей. Имеет место целый ряд изменений, которые могут существенно оптимизировать функционирование отрасли, поэтому о цифровой автоматизации в энергетической отрасли стоит говорить в полной мере. «Процессы цифровизации или цифровой трансформации будут происходить с разной скоростью в разных сегментах нефтегазовой отрасли, поэтому нельзя говорить, что все будет происходить одномоментно» - отмечает А.А. Курдин. Цифровизация является объективным процессом, который будет происходить и, «если государство не будет пользоваться этим процессом в своих интересах и настраивать его, то в конечном счете - процесс может привести к неблагоприятным изменениям, поэтому нужно к нему адаптироваться».
Затрагивая вопрос внешнеторговой политики, А.А. Курдин рассмотрел ситуацию вокруг антироссийских санкций. По мнению эксперта, использование распределенного реестра и блокчейна, где не нужен посредник при реализации транзакций, дает надежды на существенное «осложнение» реализации санкций, а также подчеркнул факт наличия инструментов, которые позволят их преодолевать в будущем.
Не обошлось без обсуждения информационной безопасности. По мере роста массива данных, который находится в обращении, приходится детально разрабатывать стратегии будущих ограничений, чтобы информация не была использована с негативной подоплекой. «Проблема состоит в том, что при наличии центра, который обладает существенным информационным преимуществом по сравнению с остальными, появляется большая власть» – отмечает А.А. Курдин и, если регулировать потоки информации, чтобы не происходило концентрации преимуществ в одних руках, тогда это позволит компаниям стать более защищенными от злоупотребления информацией.
Эксперт отметил, что в связи с цифровизацией возникает всё большая потребность в обеспечении кибербезопасности, поэтому такие подразделения в добывающих предприятиях будут играть более существенную роль, чем раньше.
По мнению Руководителя программ цифровой экономики ПАО «Газпром нефть» Матвея Алексеева,цифровизация является обоюдным процессом между государством и отдельно взятыми компаниями. Затрагивая актуальный вопрос о подготовке кадров, эксперт отметил, что на данный момент детально прорабатывается вопрос по подготовке менеджеров в сфере цифровой экономики. Многие эксперты называют ПАО «Газпром нефть» пионером цифровизации среди российских компаний, ведь там ведется плодотворная работа по пяти фундаментальным направлениям «Цифровой экономики»: информационная безопасность, инфраструктура, нормативное регулирование, научно-технологические заделы и подготовка кадров. «Около 60 законопроектов принято по нормативному регулированию цифровой экономики» – заявляет М. Алексеев. Кроме того, экспертом была озвучена потребность в «Chief Data Officers», которые являются «новым форматом людей, с одной стороны разбирающихся в технологиях, с другой стороны – понимающих, как работает бизнес изнутри и обладающих высокой компетенцией». Говоря о технологиях в нефтегазовой отрасли, немаловажен тот факт, что ПАО “Газпром нефть” изначально пришлось проходить “оцифровку”, так как множество процессов было завязано на применении так называемых сквозных технологий[1]. Также в ходе дискуссии М.Алексеев поделился своим видением понятия «цифровая трансформация» и отнес ее к изменению бизнес-процессов в компании на основе применяемых данных. Совсем недавно в «Газпроме» была создана дирекция цифровой трансформации, которую возглавил Андрей Белевцев и на данный момент идет настройка тонких механизмов для дальнейшего развития, как компании, так и отрасли в целом.
Кроме того, свое восприятие цифровой трансформации озвучил управляющий директор Wintershall Russland GmbH Торстен Мурин. По мнению эксперта, вопросы цифровой трансформации стали приоритетными более 5 лет назад. Среди основополагающих векторов развития цифровых технологий, Т. Мурин выделил развитие облачных вычислений, искусственного интеллекта, big data анализа и интеллектуальных датчиков для прогностического технического обслуживания. Внедрение цифровых технологий, способных анализировать, облегчит процесс разработки стратегических решений компаний. Приоритетной задачей Wintershall GmbH является объединение инженерных решений с отраслью информационных технологий, поэтому немецкая компания стремится повысить свой потенциал, сделав рабочий процесс более гибким, что в будущем позволит отойти от жестких иерархических структур.
Формирование более гибких стратегий на основе цифрового анализа сможет помочь нефтегазовой отрасли не только оправиться после периода падения цен на нефть и справиться с возрастающими требованиями к снижению ущерба окружающей среде, но и обеспечить приток более молодых кадров в отрасль энергетики.
Роль и место газа в мировом энергобалансе
Также на просторах Форума прошло пленарное заседание «Роль и место газа в энергобалансе мировой экономики», организованное при поддержке ПАО «Газпром» и ООО «ЭФ-интернэшнл».
Усчастниками столь ожидаемого мероприятия стали: Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер, директор по гозовому бизнесу и новым источникам энергии, член Исполнительного коммитета компании Royal Dutch Shell Маартен Ветселаар, Председатель Правления, главный исполнительный директор компании OMV Райнер Зеле, президент Международного газового союза Джо М. Канг, Председатель Правления компании Verbudnetz Gas Ульф Хайтмюллер, вице-президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации Вэйчжун Цинь, а также коммерческий директор Uniper SE Киф Мартин.
Алексей Миллер рассказал о видении деятельности ПАО «Газпром» на европейском и азиатском газовых рынках до 2025 года, и сразу же заверил: «Ближайшие пять лет газовая отрасль будет расти и её росту ничего не угрожает». Также в ходе доклада было отмечено, что спрос на газ в Китае вырастет на 80% до 2025 года, но всё равно ключевым рынком для ПАО «Газпром» остается Европа. Стоит напомнить, что организация установила рекорд по поставкам газа на европейский рынок – 205 млрд. куб. метров, поэтому «сегодня на газовом рынке сформировался так называемый рынок продавца». Говоря о поставках российского газа в Европу, сразу возникает мысль о масштабных проектах ПАО «Газпром»: Северный поток-1, Северный поток-2, а также Турецкий поток. Что касается первого, то Северный поток-1 на данный момент функционирует на 107%, что еще раз подчеркивает необходимость и востребованность проектов «Газпрома», а также беспрепятственного окончания строительства Северного потока-2, которое планируют закончить к 2020 году. Кроме того, в этом году будет завершено строительство морской части Турецкого потока. Газ влияет на снижение доли угля в мировой энергетике и спрогнозировал рост импорта трубопроводного газа ввиду запуска газопровода Сила Сибири в декабре 2019 года.
Следующий доклад прозвучал от Маартена Ветселаара, где голландский эксперт выразил надежду, что природный газ будет открывать для себя всё новые рынки. “Одним из преимуществ газа для Европы является его важная роль в сохранении окружающей среды, поэтому Shell ставит для себя газовый сектор в сферу приоритетов” - отмечает Вестелаар. Член Исполнительного комитета Royal Dutch Shell предложил ряд шагов для развития газовой индустрии: во-первых, государство должно сделать газовую политику одним из направлений своей деятельности. Во-вторых, ведущим игрокам на рынке стоит выходить и на малые рынки, ведь СПГ в будущем станет основой энергетического баланса в будущем для островных государств. В качестве примера здесь стоит выделить Индонезию, где располагается множество месторождений, которые обеспечивают значительный потенциал для углеводородного сектора страны, а также рост ее роли в будущем региональной энергетики. В-третьих, газовой отрасли необходимо обеспечить для себя благополучный экономический (главным критерием которого эксперт назвал надежность), а также экологический имидж.
Австрийский эксперт Райнер Зеле поддержал М. Вестелаара: «С Россией хорошо вести дела», а также выступил с обзором европейского газового рынка. В Евросоюзе стоит выбор между диверсификацией поставок и сотрудничеством с уже знакомыми и надежными партнерами, одним из ключевых является именно ПАО «Газпром». Что касается громких заявлений и критики Северного потока-2, то Р.Зеле еще раз подтвердил стремление OMV содействовать строительству этого магистрального трубопровода, а также назвал попытки предотвращения строительства проекта боязнью конкуренции.
Безусловно, на рынок АТР приходится 21% мирового потребления природного газа, учитывая увеличение его доли в будущем, поэтому выступление Вэйчжун Циня привлекло особое внимание. По мнению вице-президента Китайской национальной нефтегазовой корпорации, КНР будет опираться на высококачественные поставки природного газа. «Газ является неизбежным требование для развития энергетики в КНР» - отмечает эксперт. Низкоуглеродный рост в Китае имеет жизненно важное значение для всего мира и для будущего Китая, где полным ходом идет развитие новых низкоуглеродных технологий. Стоит ожидать, что для борьбы с зависимостью от импорта китайское правительство будет реализовывать перспективные проекты по добыче сланцевого и синтетического газа. Находясь в авангарде глобальных тенденций роста, газовая революция в Китае набирает обороты. Данные события уже отразились на росте инвестиций Поднебесной в энергетические секторы Центральной Азии, Мьянмы, а также в проект Сила Сибири. Эксперт выделил следующие вызовы для газовой сферы КНР: резкая смена климатических условий, рост цен на импорт газа, а также конкуренцию новых источников энергии.
Ульф Хайтмюллер также подчеркнул давний характер российско-германского сотрудничества в сфере энергетики, ведь нынешний год является уже 45-м по счету с момента начала поставок российского газа в Германию. По мнению Председателя Правления компании Verbudnetz Gas, одной из приоритетных задачей в газовой отрасли является развитие инфраструктурной составляющей, что успешно реализуется при взаимодействии ПАО «Газпром» с европейскими компаниями.
Подтверждения надежности российской компании и коммерческий директор Uniper SE Киф Мартин, по мнению которого, Россия является гарантом развития глобальной энергетики. Кроме того, нельзя оставить без внимания тезис о том, что Газ является прямым конкурентом нефти и в обозримом будущем заменит её поколение. Также в своем выступлении эксперт затронул один из наиболее актуальных вопросов, касающихся инвестиций в развитие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), ведь эволюция ВИЭ за последнее десятилетие превзошла все ожидания, а установленная мощность и производительность новых технологичных решений существенно возросли. Очевидно, что политика поддержки ВИЭ продолжит распространяться на все большее число государств.
С заключительным докладом на пленарном заседании “Роль и место газа в энергобалансе мировой экономики” Джо М. Канг. Резюмируя предыдущие выступления, президент Международного газового союза отметил, что мировая газовая система является будущим чистой энергетики и ей предстоит сыграть ключевую роль в устойчивом экономическом развитии. Природный газ и ВИЭ сделают энергетику более устойчивой, но для этого нужно обеспечить её доступ в менее развитые регионы мира.
Азиатско-Тихоокеанский регион задает тенденцию роста газового рынка
Впервые в рамках ПМГФ прошла Конференция по проблемам природного газа и газопроводов стран Северо-Восточной Азии (NAGPF), где прошли дискуссии по стратегическим вопросам, связанным с «формированием газопроводной сети в Северо-Восточной Азии, международным сотрудничеством и ролью газа в национальных экономиках стран региона». Открыл конференцию член президиума, а также президент NAGPF и РОСАЗИЯГАЗ Алексей Мастепанов. В своем докладе эксперт подчеркнул, что с началом становления мирных процессов на Корейском полуострове открываются новые возможности для сотрудничества в Северо-Восточной Азии, где началась конкурентная борьба между региональными игроками за лидерство в создании инфраструктуры. Есть все основания полагать, что эти усилия связаны со стремлением создать газовый узел, что повлияет на формирование партнерств и конкурентных отношений между странами. А. Мастепанов также упомянул о необходимость формирования партнерских отношений, ведь «без соответствующего доверия ни один государственный проект не может быть успешно реализован. Достижение политического консенсуса и налаживание мирных процессов - это обязательное условие построения регионального рынка энергоносителей».
Действительно, на газовый рынок АТР на сегодняшний день приходится 21% мирового потребления природного газа, при этом стоит учесть его поступательное увеличение. По некоторым прогнозам ожидается, что общий вклад стран региона к 2040 году достигнет 26% [2]. Кроме того, КНР и Япония являются одними из крупнейших глобальных потребителей природного газа, уступая лишь России, Ирану и США. Перспективы роста также демонстрируют Республика Корея и другие государства Юго-Восточной Азии.
Рост спроса на природный газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе принесет значительные выгоды на региональном и глобальном уровнях. Так, государства региона смогут воспользоваться недавно увеличением поставок для диверсификации своего энергобаланса, как это сделала Япония, начав импортировать СПГ из России в противовес нарастающей зависимости от поставок из Персидского залива.
Говоря о Японии, стоит отметить выступление президента Комитета по вопросам развития инфраструктуры и использования природного газа Японии (NIDUC-J) Танака Нобуо. Эксперт выделил следующие мировые тенденции: сланцевую революцию в Соединенных Штатах, стремительное развитие солнечной энергии и падение ее стоимости, «зеленую революцию» в Китае, а также глобальную электрическую революцию. Особенность данных тенденций является одновременный рост трех из них (кроме сланцевой революции) в КНР. Стоит ожидать, что актуальность представленных направлений, а также масштаб необходимых преобразований в развитии китайской экономики спровоцируют становление политики чистой энергетики в основу последующих пятилетних планов. По мнению эксперта, к 2014 году Китай станет лидером в электрификации. Также Т. Нобуо обратил внимание на недостаточную связь о. Хокайдо и о. Хонсю, что подразумевает собой исправление данной ситуации благодаря строительству магистрального газопровода из о. Сахалин. Японский эксперт отметил, что возможность постройки такого трубопровода может стать символом обоюдного положительного решения по заключению мирного договора. Говоря о природных преградах для реализации такого рода проектов, Т.Нобуо заявил, что сейсмическая опасность переоценивается.
Особое внимание привлек доклад начальника Управления структурирования контрактов и ценообразования ООО «Газпром экспорт» Сергея Львовича Комлева, где было отмечено изменение восприятия КНР роли газа в структуре энергопотребления. По мнению эксперта, Китай в течение 15 лет будет увеличивать спрос ежегодными темпами 6-12%, но к 2030 году прирост сократится до 2%, возможно, из-за наращивания КНР добычи собственного газа в будущем. Сергей Леонидович также заверил, что для ПАО “Газпром” поставки газа не являются инструментом политического воздействия, поэтому во главе угла стоит взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Резюмируя свое выступление, С.Л. Комлев заявил, что Россия готова поделиться опытом в строительстве надежных газохранилищ, в виду лидирующих позиций в данной сфере. Кроме того, по мнению, начальника Управления структурирования контрактов и ценообразования ООО «Газпром экспорт”, и российскому, и китайскому газовым рынкам нужна либерализация.
Говоря о реализации газовой политики Китая, стоит обратить внимание на доклад старшего инженера Китайского исследовательского центра проблем сотрудничества в сфере природного газа и газопроводов в Азии (CNPC) Лю Линли «Перспективы международного сотрудничества Китая в газовой сфере». CNPC установило обширные отношения сотрудничества с глобальными странами ресурсов нефти и газ в разведке и развитии углеводородов. Л. Линли рассмотрела проекты Амударья (Amu Darya) , индонезийского и канадского месторождений в качестве примеров сотрудничества CNPC. Amu Darya (Туркменистан) на данный момент является крупнейшим проектом CNPC в добыче природного газа, что объясняет тот факт, что с 2017 года Китай стал крупнейшим импортером природного газа из Туркменистана на общую сумму 38.5 млрд. долл. Кроме того, эксперт рассказала об инфраструктурных и социальных проектах в Центральной Азии. В Индонезии (Джамби) и Канаде (провинция Альберта) CNPC также нацелены на инвестирования в разведку и разработку месторождений и улучшение инфраструктуры.
Успешное завершение стабилизации мировых газовых рынков в Азиатско-Тихоокеанском регионе – это вопрос времени. В регионе идет процесс обеспечения доступности потребления природного газа, что провоцирует увеличение инвестиций в новую инфраструктуру снабжения. Стоит ожидать, что магистральный трубопровод Сила Сибири принесет огромную выгоду от увеличения спроса на газ в Азии и повлечет за собой благоприятные геоэкономические последствия.
[1] Сквозные технологии – роботизация, виртуальная реальность, дополненная реальность , нейросети, системы распределенного реестра (блокчейн) , анализ больших данных, а также искусственный интеллект.
[2] В настоящее время данный показатель составляет 15%
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs