Фото: ru.valdaiclub.com
«Русский шлейф», абсорбция Трампа – к чему приведет неопределенность в американской политике?
После саммита президентов США и России в Хельсинки стало очевидно, что он не сможет повлиять на двусторонние отношения, а заявления Дональда Трампа сделанные после встречи едва ли осуществимы. Директор Института США и Канады Валерий Гарбузов и директор Евроатлантической инициативы в области безопасности (EASI) Роберт Легвольд обсудили, почему не удается восстановить российско-американский диалог.
Проблемы политики США
Двустороннюю повестку Валерий Гарбузов назвал деструктивной (санкции, контрсанкции, высылка дипломатов, аресты дипсобственности, ответные меры). Несмотря на то, что сам Дональд Трамп говорит о желании договориться с Россией, представители его администрации выступают с жестких антироссийских позиций. Как отмечает Роберт Легвольд, конгресс и СМИ оказывают огромное давление на президента. Валерий Гарбузов призвал не ждать, что в системе разделенного управления, которая вырабатывалась десятилетиями, когда принятие решений идет по пути выработки компромиссов и согласования интересов, США будут говорить «одним голосом» на российском направлении.
Роберт Легвольд привел слова бывшего госсекретаря США Джона Керри, который охарактеризовал нынешнюю ситуацию в США как «конституционный кризис». Валерий Гарбузов отмечает, что элита и значительная часть общества не воспринимает Дональда Трампа как президента («чужеродное явление»), его приход нанес удар самому институту президентства США. Дональд Трамп, в свою очередь, как утверждает эксперт, не принимает специфику политической системы и не может в ней «раствориться».
Второй проблемой Валерий Гарбузов назвал «русский шлейф», который тянет за собой Дональд Трамп. «Какой бы шаг он ни сделал, пусть даже нейтральный, возникают обвинения, что он посажен в Белый дом Кремлем», – поясняет он. Валерий Гарбузов пришел к заключению, что пока Дональд Трамп президент, в российско-американских отношениях ничего не изменится.
Роберт Легвольд заметил, что дело не только в личности президента США. «Сейчас у нас нефункциональная республиканская и очень слабая демократическая партия. Если бы у нас были сильные партии, система сдержек и противовесов была бы на месте», – уверяет эксперт.
Проблемы политики России
Российский политолог отметил, что в мире две страны с геополитической программами: супердержава и наследница супердержавы. По словам Валерия Гарбузова, суть российской внешней политики – ревизия внешнеполитического курса 90-х годов. Россия пытается вернуть влияние в мире «под другим видом». В качестве примера он упомянул евразийский проект. Главная проблема в том, что США и Россия так и не договорились о том, как проводить собственные геополитические программы, не вступая в конфронтацию.
Одну из проблем российской внешней политики Валерий Гарбузов видит в том, что в России она не подвергается критическому осмыслению: «Считается, что это не очень патриотично, а это надо делать».
«Наблюдая неопределенность в американской политике, самое мудрое для России – это взять перерыв, пока ситуация развивается своим чередом», – полагает Роберт Легвольд. Агрессивные шаги, направленные на защиту от американских санкций, согласно его мнению, будут контрпродуктивны для России.
Роберт Легвольд подчеркнул, что Россия, так же как и Мексика, имеет ключевое значение для внутренней политики США. Иностранное вмешательство делает выборы нелегитимными, для США – это вопрос национальной безопасности, поэтому, по словам американского эксперта, он централен в отношениях с Россией. «Нельзя занимать такую позицию, какой придерживается Россия: проблемы нет, и не о чем говорить, потому что ничего не было», – считает Роберт Легвольд. У России, по его мнению, должна быть политика на американском направлении, которая будет противостоять обвинениям о вмешательстве в выборы, так как это не только американская проблема, она уже стала препятствием для двусторонних связей.
Роберт Легвольд предлагает решать вопрос вмешательства в выборы так же, как проблемы в сфере контроля вооружений: договариваться о том, как вести себя в киберпространстве. Среди других проблем препятствующих восстановлению двусторонних связей он выделил пропаганду RT и Sputnik, допинговый скандал, использование соцсетей и заведомо ложных новостей. В качестве схожего примера Роберт Легвольд привел отношения России с Великобританией. Он сказал, что впечатлен тем, что британскому следствию удалось отследить весь путь подозреваемых по «делу Скрипалей». При этом он назвал обвинения Великобритании преувеличенными и недоказанными. Роберт Легвольд убежден, что для российской и британской стороны сейчас важно сотрудничать, чтобы идентифицировать этих людей и выяснить, «какой след за ними тянется». Однако нынешнее состояние отношений делает это невозможным. «Обе стороны просто заперли себя в патовую ситуацию, которая не дает им сделать первый шаг для взаимодействия», – так американский политолог описал негативный контекст как в российско-американских отношениях, так и в российско-британских.
Прогнозы
Валерий Гарбузов считает, что сейчас обстановка в отношениях между Россией и США хуже, чем в период холодной войны. При этом он подчеркнул, что это еще не «апогей» кризиса. «Когда внешняя политика была отдельной сферой, были правила, которыми руководствовались политики и дипломаты. В результате глобализации границы между внутренней и внешней политикой стираются, она превращается в единый процесс, где уже нельзя договориться о нормах поведения (так как они должны затрагивать и внутреннюю политику государств)», – заметил модератор дискуссии, директор по научной работе Фонда клуба «Валдай» Федор Лукьянов. «Мало кто осознает значение исторического момента и цену, которую придется заплатить через 10-15 лет России и США за то, в какой ситуации находятся сейчас двусторонние отношения», – заключил Роберт Легвольд.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs