Визит президента Польши Анджея Дуды в Австралию и Новую Зеландию можно назвать многоаспектным, затрагивающим сразу несколько ключевых вопросов польской внешней политики.
Участие Дуды в польско-австралийском энергетическом форуме в Сиднее подчеркнуло заинтересованность Варшавы в привлечении как можно большего объёма иностранных инвестиций, в т.ч. австралийских, в энергетический сектор для развития данной отрасли с целью превращения Польши в транзитно-распределительный узел, через который газ из США и Норвегии будет поставляться европейским потребителям.
Сотрудничество в газовой сфере осуществляется в рамках инициативы Троеморья – формирования антироссийского политического и экономического блока государств на пространстве между Балтикой, Адриатикой и Чёрным морем (1).
Ускоренные темпы, с какими Польша стремится к развитию отношений с Австралией и Новой Зеландией, обусловлены её желанием поскорее занять свою нишу в той архитектуре мировой безопасности, которую выстраивают англосаксонские страны в связи со смещением геополитического центра тяжести в Юго-Восточную Азию (ЮВА).
Польша хочет быть полезной и ищет пути это продемонстрировать. В дальнейшем будет наблюдаться активизация польской дипломатии в англосаксонских государствах, интересы которых в Европе Польша хочет представлять.
Австралия – один из главных торговых партнёров ЕС. По данным 2016 г., товарооборот составил $50 млрд. С выходом Великобритании из ЕС (Brexit), ослаблением позиций США в ЮВА и ростом влияния Китая увеличивается политическая дистанция между Австралией и Европой.
Польша пытается эту дистанцию сократить, и, взяв на себя роль посредника между Канберрой и Брюсселем, стать соединительным узлом треугольника США – ЕС – англосаксонская часть Южного полушария (Австралия и Новая Зеландия) (2). Поэтому визиту Дуды придан самый высокий статус – официального визита главы государства. Это первый столь высокий визит главы польского государства в страну.
«Стратегическая концепция морской безопасности Республики Польша» предусматривает выход ВМФ Польши во флот т.н. третьего разряда, что предполагает наличие многоцелевых фрегатов, оснащённых средствами ПВО. К первому разряду относятся ВМФ США, ко второму – Великобритании, Франции, Австралии, Канады и др. Зоной стратегических интересов Польши объявлены Балтийское, Чёрное, Норвежское море и Средиземное, с прилегающей акваторией Атлантики, что опять же согласуется с вышеупомянутой инициативой Троеморья (3).
С помощью Австралии Варшава намерена реализовать эти амбициозные планы. Одна из тем на переговорах Дуды с австралийскими властями – перспективы покупки двух подержанных ракетных фрегатов типа «Аделаида» (4). Стоимость сделки - $500 млн. Сотрудничество с Австралией в военно-морской отрасли включает обмен технологическим опытом и инновациями и проведение совместных учений.
Единого мнения о целесообразности закупки фрегатов внутри Польши нет. Не исключается риск того, что импорт судов лишит работы польские судостроительные верфи, модернизации которых Варшава придаёт ключевое значение для достижения поставленных целей на море (5).
Отсутствие фрегатов сужает возможности участия польского ВМФ в союзнических операциях. Ранее польские суда участвовали в антимиграционных миссиях ЕС в Средиземном море. Теперь ВМФ Польши хочет выйти за эти рамки, участвуя в миссиях НАТО в Мировом океане, но это пока цель на будущее.
Конечный результат, к которому стремится Варшава – добиться звания ключевого союзника негласной коалиции англосаксонских стран.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) http://radiopolsha.pl/6/137/Artykul/378584
3) https://interaffairs.ru/news/show/16888
4) http://www.radiopolsha.pl/6/136/Artykul/377167
5) https://www.defence24.pl/sposobu-w-jaki-polska-konczy-sprawe-adelajd-nie-da-sie-obronic-opinia
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs