ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Евросоюз приближает к себе Сербию

11:41 20.07.2018 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Следующая волна расширения Европейского союза способна «накрыть» Юго-Восточную Европу раньше запланированных сроков. В частности, Сербия может стать членом ЕС еще до наступления 2025 года – о котором в качестве наиболее оптимистичного варианта еще полгода назад упоминала Еврокомиссия. Соответствующее заявление озвучил президент Франции Эммануэль Макрон, принимая в Париже своего сербского коллегу Александара Вучича. При этом он вновь напомнил, что Белграду прежде «необходимо выполнить все поставленные условия» для присоединения к Евросоюзу. Однако само по себе допущенное приближение сроков очень показательно – и оно, в свою очередь, требует от России проанализировать и переосмыслить  содержание и перспективы собственных отношений с Сербией и другими балканскими странами-кандидатами в ЕС.

Сербия продвигается к вступлению в Евросоюз быстрыми темпами – подчеркнул хозяин Елисейского дворца на совместной пресс-конференции с Александаром  Вучичем: «Дела продвигаются быстрее, чем ожидалось. Я думаю, что Сербия может вступить в ЕС значительно раньше 2025 года». Для этого, по его словам, «необходимо выполнить все поставленные условия». Но «я не склонен к формализму в этом вопросе», - добавил французский президент.

То, что Эммануэль Макрон в европейских делах не склонен к формализму, хорошо известно на примере его многочисленных инициатив и проектов по реформированию самого Евросоюза и еврозоны в направлении большей эффективности. Однако в настоящее время в ЕС действительно сложилась ситуация, способствующая более радикальным решениям и шагам, идущим вразрез с прежними планами и обязательствами Брюсселя. И в связи с этим слова Александара Вучича о том, что его страна «надеется на позитивное решение ЕС по этой теме», способны воплотиться в жизнь уже довольно скоро. (tass.ru)

В настоящее время более активно действовать в направлении собственного расширения на юго-восток руководство Европейского союза вынуждают следующие ключевые факторы:

Первое. Необходимость позиционировать организацию в качестве активно  действующего и функционально состоятельного института в трансатлантических  дебатах с президентом США Дональдом Трампом и его администрацией. Как показал опыт переговоров в рамках завершившегося в Брюсселе саммита НАТО, а также двусторонних американо-британских переговоров на высшем уровне в Лондоне, бизнес-подход президента Трампа предполагает уважение (и, соответственно, уступки) лишь тем партнерам, которые в какой-либо сфере засвидетельствовали собственную эффективность. И в этих условиях опережающее продвижение внешних границ Евросоюза на Балканы способно стать важным фактором, усиливающим позиции Брюсселя, в том числе,  на торгово-экономических переговорах с Вашингтоном.

Второе. Перспективы нового обострения миграционного кризиса с одновременным нарастанием соответствующих кризисных явлений в самих странах-членах ЕС (Центральная и Восточная Европа плюс Германия). Именно разногласия по вопросам проведения политики в отношении мигрантов чуть было не похоронили недавно только-только сформированное коалиционное правительство в Германии. А учитывая тот факт, что подавляющее большинство беженцев и мигрантов проникают в Европу по «балканскому маршруту» - включение данного региона в орбиту законодательного и исполнительного контроля ЕС является для Брюсселя фактором выживания как самого Евросоюза, так и находящихся у власти в странах-членах ЕС (прежде всего, в Германии) политических элит.

Третье. Ускоренный прием балканских стран (а в числе наиболее реальных кандидатов, помимо Сербии, также Черногория и с несколько меньшими шансами Албания и Македония) одновременно выгоден как сторонникам, так и противникам налаживания отношений ЕС с Россией. Первые рассматривают Балканский полуостров как исторически сформировавшийся «мост» между Западом и Востоком. И в этой точки зрения именно Сербия идеально подходит в качестве элемента формирования новой архитектуры взаимодействия Брюсселя и Москвы – как политического, так и экономического (в том числе и энергетического). Что же касается сторонников сохранения и даже ужесточения антироссийского вектора в политике Евросоюза, то для них Балканы, наоборот, выступают в качестве полигона углубления противостояния, а государства и народы региона – объектом новых геополитических комбинаций и «разменов».

Четвертое. Именно Сербия занимает ключевое стратегическое положение на Балканах, находясь на пересечении широтных и меридиональных транспортных и энергетических потоков. Ее включение в орбиту Евросоюза позволит Еврокомиссии принимать более активное участие в вопросах реализации проектов транспортировки энергоресурсов в Европу. Речь идет, в частности, о российском проекте «Турецкий поток», а также «Южном газовом коридоре».

Пятое. Расширение географии и численного состава Европейского союза имеет важное  значение  для Брюсселя в контексте нарастания внутренних противоречий в самой организации – в первую очередь, в отношениях между центральными органами ЕС и государствами «Вишеградской группы» (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия). В ближайшее время в число стран, которым угрожают жесткие санкционные меры со стороны Совета ЕС, помимо Польши, может войти Венгрия. На днях Еврокомиссия подала в суд ЕС иск против венгерского правительства, в котором оспариваются политика Будапешта по отношению к беженцам и мигрантам, а также принятый парламентом страны закон, вводящий уголовную ответственность для лиц и организаций, оказывающих помощь нелегальным мигрантам. (rbc.ru)

Кроме того, именно страны Центральной Европы, а также государства Балтии и Скандинавии, традиционно выступают в ЕС союзниками Великобритании. Согласованные к настоящему времени принципы Brexit предполагают «мягкий» вариант выхода этой страны из состава Европейского союза с сохранением ключевых торгово-экономических связей и механизмов. В сложившейся ситуации привлечение балканских стран важно для Брюсселя с точки зрения изменения внутреннего баланса в Евросоюзе – в котором ключевые решения принимаются по сложной схеме, требующей обеспечения поддержки со стороны большинства стран с учетом доли их населения.

Главными препятствиями на пути приема Сербии в Европейский союз, согласно имеющейся информации, выступают для Брюсселя три фактора: российский, натовский и косовский. Однако именно в настоящее время их значимость объективно снижается.

На «российском» направлении Брюссель последние несколько лет настойчиво требовал от Белграда присоединиться к санкциям против Москвы. Однако убедительная победа Александара Вучича и его сторонников на последних выборах в Сербии, а также жесткая позиция сербского лидера в пользу сохранения и наращивания взаимодействия с Россией (очень симптоматичным для ЕС шагом стало, в частности, участие президента Сербии в памятных торжествах в Москве 9 мая текущего года) убедили Брюссель, Берлин и Париж в отсутствии реальных возможностей повлиять на внешнеполитический курс Сербии на российском направлении.

Аналогичным образом изменилась и ситуация в плане «желательности» для Сербии подать заявку на вступление в НАТО в целях облегчения приема в ЕС. Негласная практика, сложившаяся в Евросоюзе, предусматривает опережающее вступление той или иной страны-кандидата именно в Североатлантический альянс в качестве условия «продвижения» ее еврозаявки. Данное обстоятельство не прописано в официальных документах Евросоюза. Кроме того, имеются и исключения (Австрия, Кипр). Однако в отношении Сербии еще несколько лет назад Запад был преисполнен решимости  реализовать  подобный сценарий.

Сегодня же сам Североатлантический альянс оказался в эпицентре политических страстей на самом высоком евроатлантическом уровне. Столкнувшись с жестким требованием со стороны президента США к европейским членам НАТО увеличить расходы на оборону, в Брюсселе вынуждены пересматривать вышеуказанный подход, поскольку Сербия в финансовом плане вряд ли выступит для НАТО источником финансовых средств. К тому же большинство населения страны настроены против вступления в организацию, бомбившую Югославию в 1999 году. «Сербия едва ли присоединится к НАТО», - признает в своем комментарии американское агентство деловых новостей Bloomberg. (bloomberg.com)

Показательным в этой связи стало прозвучавшее на днях заявление президента США Дональда Трампа, в котором он в качестве негативных аспектов в деятельности НАТО вновь упомянул как неспособность европейцев выделять оговоренные ранее финансовые средства на оборону в размере не менее 2% от национального валового внутреннего продукта, так и существующий риск возникновения полномасштабной войны из-за вошедшей в 2017 году в состав Североатлантического альянса Черногории.

Принцип существования НАТО, при котором нападение на одного члена альянса влечет за собой вступление в войну всех остальных государств, легко может привести к третьей мировой войне, уверен президент США. В интервью американской телекомпании Fox News он обрисовал гипотетическое начало глобального конфликта из-за Черногории. При этом Дональд Трамп подчеркнул, что не имеет ничего против Североатлантического альянса, однако уверен, что остальные члены НАТО должны «платить за него», увеличивая долю оборонных расходов вслед за США: «Мы защищаем их, а они даже не платят за это». Кроме того, статья пятая Североатлантического договора о коллективной обороне способна, по словам президента США, создать опасную ситуацию, когда речь идет о Балканах, и конкретно о Черногории: «Черногория - это очень маленькая страна с очень сильным народом. Черногорцы - сильный народ, очень агрессивный народ. Они могут разозлиться, и, поздравляю, начинается третья мировая война!» (rbc.ru)

Наконец, в условиях нарастания противоречий как в отношениях по линии США и ЕС, так и рядах самого Евросоюза, в глазах Запада теряет политический вес и косовская проблема. Согласно имеющейся информации, в Брюсселе уже обсуждают возможные сценарии приема Сербии без официального признания Белградом независимости Косово. Одним из таких вариантов видится присутствие в документах о приеме Сербии в ЕС формулировки о том, что Белград признает статус Косово в том виде, в каком он определен в документах ООН (в частности, в резолюции Совета Безопасности ООН № 1244 от 10 июня 1999 года).

Похожий механизм задействован в НАТО в отношении Турции и Греции – имеющих различные позиции по вопросу наименования Македонии. Во всех официальных документах Североатлантического альянса, касающихся взаимоотношений с этой бывшей югославской республикой, присутствует ссылка на то, что Турция признает ее под «конституционными названием» (то есть как «Республику Македония»).

Введение в действие подобного механизма окажется тем более оправданным, что пять государств-членов самого Евросоюза (Греция, Испания, Кипр, Румыния и Словакия) по-прежнему не признают независимость Косово, провозглашенную Приштиной в одностороннем порядке в 2008 году.

Вполне возможное ускорение Европейским союзом переговорного процесса с Белградом (а также с другими государствами региона) требует более активной политики на балканском направлении и от России. Президент Сербии Александар Вучич неоднократно – в том числе и в своих переговорах с представителями ЕС – подчеркивал, что ни разу не слышал от президента России Владимира Путина возражений по поводу желания Сербии вступить в ЕС, а также обещал, что его страна не станет присоединяться к антироссийским санкциям Европейского союза. [rg.ru]

Однако для сохранения нынешних параметров российско-сербского взаимодействия, и тем более в целях его наращивания имеет смысл рассмотреть дополнительные условия и возможности, предоставляемые Сербии. Среди подобных преференций могут фигурировать преимущественное подключение к экспортно-транзитной инфраструктуре газопровода «Турецкий поток», облегчение режима двусторонней торговли, более активное привлечение сербской стороны к участию в интеграционных механизмах на евразийском пространстве (ЕАЭС, ШОС, ОДКБ, «Шелковый путь»), наращивание военно-технического сотрудничества (в строго оборонительном измерении), интенсификация связей в гуманитарной области.

Аналогичные шаги навстречу могут быть предприняты и в отношении других государств балканского региона.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати