Официальный Киев желает развивать экономические отношения с Пекином в рамках интеграционного проекта «Один пояс, один путь», надеясь использовать транзитное положение Украины между ЕС и КНР для структурной трансформации своей экономики.
В июне 2015 г. посол КНР на Украине Чжан Сиюнь заявил о готовности китайской стороны вкладывать средства в совместные инфраструктурные проекты. В 2017 г. вице-премьер-министр экономического развития Украины Степан Кубив посетил пекинский форум «Один пояс, один путь», где убеждал делегатов в целесообразности участия Украины в этом проекте.
Несмотря на слова китайского посла и украинского вице-премьера, реальные перспективы Украины здесь весьма туманны из-за структурных проблем, свойственных украинской государственности. Их решение требует кардинальной ломки сложившейся политической практики, что невозможно без социальных потрясений и роста политической напряжённости внутри страны.
Ввиду конституциональной слабости украинского государства столь решительные меры могут привести к дальнейшему его распаду. К таким проблемам можно отнести следующие.
Интеграция в восточном направлении не является для Киева стратегическим выбором. Курс на интеграцию в НАТО и ЕС предлагают закрепить в конституции с целью создания юридической основы для дальнейшего следования Украины на Запад. Разговоры о сотрудничестве с Пекином носят на этом фоне ситуативный характер (1).
Проект «Один пояс, один путь» по своему геополитическому наполнению – евразийский проект, для успешной реализации которого Евразия должна сохранять политическую стабильность и экономическую устойчивость. Украина же, находясь в западном лагере, участвует в проектах Вашингтона и Брюсселя по дестабилизации евразийского геополитического пространства.
Украина позиционирует себя как геополитического противника евразийских интеграционных образований - ЕАЭС, Таможенного Союза и деятельности России в рамках ШОС. Между тем, страны-члены данных образований рассматриваются Китаем в качестве активных участниц проекта «Один пояс, один путь».
Пекин и Москва намерены идти по пути сопряжения проекта «Один пояс, один путь» и ЕАЭС. Киев же относится к ЕАЭС негативно, ставя себя, таким образом, в позицию геополитического противника Китая.
Избранная Киевом модель негласного вассалитета перед США и ЕС, низводящая геополитическую субъектность Украины практически к нулевой величине, исключает возможность независимого внешнеполитического выбора. Попытки отказаться от такой зависимости и совершить поворот на Восток обернутся конфронтацией с Западом, которую Украина не способна выдержать ни политически, ни экономически.
Режим Порошенко правит страной по принципу подражательности при отсутствии собственного независимого политического мышления. Желание приобщиться к проекту «Одинпояс, одинпуть» было высказано Киевом вслух только после того, как подобные разговоры завели в Польше, Венгрии и Чехии.
Каждая из этих стран – конкурент Украине в борьбе за звание главного логистического центра для китайских товаров из КНР в Европу. Выиграть эту конкуренцию нестабильная и слабая Украина не в состоянии.
У Украины репутация шаткого и ненадёжного партнёра. В 2013 г. Пекин намеревался вложить в украинские инфраструктурные, транспортные, социальные и энергетические проекты и агросектор ок.$25 млрд.(2).
Госпереворот 2014 г. и насильственная смена внешнеполитического курса в пользу ЕС уничтожили эти планы. В геополитическом смысле украинский евромайдан опосредованно был и остается антикитайской акцией, поскольку таким образом США и ЕС ставили заслон на продвижении проекта евразийской интеграции в западном направлении.
На украинской внутриполитической сцене господствуют тенденции, порождающие явления, обозначенные Китаем как «три силы зла» – терроризм, экстремизм, сепаратизм. Причём Пекин с пониманием отнёсся к крымскому референдуму 2014 г., воспринимая его как исторически справедливый выбор населения в условиях сепаратистского по своему происхождению украинского государства, поддерживающего терроризм и экстремизм в виде националистических батальонов, организаций и партий, не чуждых неонацистской идеологии (батальон «Азов», группировка С-14, партия «Свобода» и проч.).
Украинские власти также выражают поддержку политике США и ЕС на Ближнем Востоке и исламским террористам в Сирии (одно из «трёх зол»), где у Китая есть свои интересы, и чей взгляд на происходящие там процессы в корне отличаются от взглядов Киева.
Излишняя политизация Киевом внешнеэкономических отношений с Россией, попытки поставить их в зависимость от ситуации на Донбассе и в Крыму будет дестабилизирующим фактором, сужающим возможности сотрудничества в рамках проекта «Один пояс, один путь». Пекину такие партнёры не нужны.
Иллюстрацией главенства политизированных эмоций над политико-экономической прагматикой может служить официальная страница посольства Украины в КНР (3). При минимуме информации об экономических перспективах китайско-украинских отношений страница пестрит антироссийскими эмоциональными заявлениями и выпадами и напичкана идеологическим содержанием.
Украина может расчитывать на ограниченный формат отношений с Китаем. Совместные проекты, которые Пекин будет считать скромными в виду незначительных для китайской экономики вложенных средств, Киевом будут представлены как успешные и прорывные. Спасения украинской экономики проектом «Олин пояс, один путь» ожидать не приходится.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://www.rbc.ru/politics/16/03/2018/5aabee759a79470590e1816d
2) https://strana.ua/articles/analysis/70849-kitaj.html
3) https://china.mfa.gov.ua/ua
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs