Монография «Российский ислам»

19:38 29.06.2018 Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Аликберов А.К., Бобровников В.О., Бустанов А.К. Российский ислам. Очерки истории и культуры. – М.: Институт востоковедения РАН, 2018.

На площадке Российского совета по международным делам (РСМД) была представлена книга «Российский ислам. Очерки истории и культуры». Этот труд был подготовлен известными российскими учеными-востоковедами – научными сотрудниками Института востоковедения РАН Аликбером Аликберовым и Виктором Бобровниковым, а также профессором факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге Альфридом Бустановым. На презентации издания присутствовали известные общественные и религиозные деятели России, а также послы ряда стран Ближнего и Среднего Востока.

Открывая презентацию, Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов подчеркнул, что издание масштабного труда по истории ислама в России привлекло внимание многочисленных общественных и религиозных организаций. Это неудивительно, поскольку на практике при изучении этой мировой религии разграничить политический и культурологический компоненты довольно затруднительно. Разумеется, может возникнуть вопрос, правомерно ли говорить именно о «российском исламе», ведь речь идет об одной из мировых религий. Это действительно так. Однако в России мусульманство на протяжении веков развивалось в особых условиях, требующих постоянного взаимодействия с представителями иных конфессий. Этот многовековой опыт представляет собой интерес не только для нас, но и везде, где затруднен межконфессиональный диалог. Более того, учитывая ту значительную роль, которую в настоящее время играет Россия в ближневосточном урегулировании, наша страна может выступить не только реципиентом, но и донором, предлагающим альтернативную модель религиозного миротворчества.

Председатель Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», Чрезвычайный и Полномочный Посол Вениамин Попов отметил, что инициатива издания книги принадлежит министру иностранных дел России Сергею Лаврову. Интерес общественности к новому труду продиктован тем фактом, что сирийское урегулирование набирает силу и осуществляется тремя странами: Россией, Турцией и Ираном. Значительную роль в экономическом и гуманитарном взаимодействии со странами Ближнего Востока играют активизировавшиеся в последние годы контакты с Королевством Саудовская Аравия и Объединенными Арабскими Эмиратами. По-прежнему важным партнером нашей страны остается Арабская Республика Египет.

Известный российский дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Саудовской Аравии в 2000-2005 годах Андрей Бакланов отметил, что перед авторами стояла сложнейшая задача овсещения истории ислама на территории России с раннего средневековья и до современности, с которой, тем не менее, им удалось достойно справиться. Исследование, проведенное отечественными востоковедами, подталкивает читателя к поиску ответа на наиболее интригующий вопрос: есть ли возможность для российского ислама изменить свое положение, периферийное по отношению к остальному мусульманскому миру? Как должно быть выстроено обучение в современных медресе? Необходимо ли для этого отправлять студентов за рубеж, или, напротив, в первую очередь формировать собственную богословскую традицию, основанную на историческом опыте жизни в поликонфессиональном обществе?

Специальный представитель МИД России по взаимодействию с Альянсом цивилизаций Константин Шувалов подчеркнул, что новый труд, подготовленный под эгидой Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» в корне отличается от всех предшествующих проектов, прежде всего, своей академической основательностью. Наибольший интерес в труде представляют собой страницы, посвященные самому раннему периоду истории ислама, связанному с Дербентом, который был важнейшим городом Арабского халифата. Вместе с тем, как это и свойственно, исследование, предлагаемое вниманию, содержит определенные элементы полемики с предшественниками и современниками.

Эксперт отметил, что сложности, с которыми сталкиваются европейские страны, прежде всего Германия и Франция, связаны с тем, кто местное мусульманство – это не исторически сложившаяся версия религии, а некая бюрократическая версия взаимоотношений между религией и религиозно индиффирентным, а в случае с Францией - антиклерикальным по своей сути государством. Российский ислам – это, прежде всего, результат органического развития. «Новый труд просветит очень многих и, возможно, положит начало разработке новой темы», - отметил К.Шувалов.

В Российском совете по международным делам (РСМД) Представили новый труд об истории российского ислама, вышедший под эгидой Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир».

Муфтий Духовного собрания мусульман России (ДСМР) Альбир-хазрат Крганов поблагодарил группу ученых, работавших над монографией, за значительный вклад в развитие темы. По его словам, в настоящее время в России выходит немало книг, посвященных мусульманству и его истории, однако нередко они носят компилятивный характер. Оригинальных трудов очень мало. В то же время «российский ислам» – это вполне сложившаяся реальность, но не в религиозном, а в культурологическом смысле. Вопреки устоявшимся стереотипам, на протяжении длительного времени представители этой религии прилагали максимум усилий для того, чтобы мирно сосуществовать с иными конфессиями. Однако на страницах монографии есть моменты, которые оказались недостаточно отражены и, по-видимому, требуют дополнительного исследования. Например, в 2018 году исполняется 230 лет со дня указа императрицы Екатерины II об образовании Оренбургского магометанского духовного собрания. Не менее интересен вопрос: что существовало до него, как выстраивались отношения между верующими и центральной властью? Ответ на подобный вопрос важен не только с точки зрения истории, но и для более эффективной профилактики экстремистских идей. Вербовщики и эмиссары террористических организаций нередко апеллируют к идее справедливости и важно, чтобы, отвечая на этот запрос, власть была более убедительной для мусульманской молодежи, чем экстремисты. В России проживает 20 млн. мусульман, а рядом с ними проживают соотечественники других вероисповеданий. Такие просветительские труды, по мнению Альбира-хазрата, необходимы для того, чтобы была возможность получать неискаженное представление об исламе. С другой стороны, именно возвращение к собственным религиозным и культурным истокам дает умме возможность существовать на прочном общем базисе, позволяя не разрушать то, что на протяжении столетий создавали предки.

Архиерей Русской Православной Церкви митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) назвал вышедшую в свет работу фундаментальным трудом, крайне необходимым как для россиян, так и для их мусульманских соседей и союзников в Сирии, Египте, Палестине, Иране. Он также напомнил, что в сентябре 2017 года в городе Болгар (Республике Татарстан) открылась Исламская академия, одной из главных задач которой стала подготовка кадров для российского мусульманского духовенства.

Напомним, что 28 марта 2018 года Болгарская исламская академия подписала соглашение о сотрудничестве с Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Благодаря таким трудам, как вышедшая монография, православные и мусульмане получают возможность изучать друг друга на глубинном уровне», - отметил митрополит.

Общественный и политический деятель Ливана, член Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» Васим Каладжие поблагодарил российских авторов за проделанную работу и отметил, что в книге последовательно проводится линия на уникальность и своеобразность становления ислама в России. Он отметил, что модель межконфессионального мира и этноконфессиональной стабильности в России вызывает значительный интерес на Ближнем Востоке, и подобные труды способствуют его укреплению.

В заключение председатель Группы стратегического видения «Россия – Исламский Мир» Вениамин Попов отметил, что выход в свет труда, посвященного истории российского мусульманства, показал, что традиции, заложенные классиками отечественного востоковедения, такими как Василий Бартольд и Игнатий Крачковский, по-прежнему востребованы. По словам эксперта, монография уже вызвала значительный интерес, и возможно будет переведена на иностранные языки.

Нам остается лишь добавить, что новая книга, несмотря на свой малый тираж, будет востребована всеми, кто интересуется историей ислама в России.