ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украинско-венгерские отношения без улучшений

11:45 27.06.2018 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Венгрия – государство-член ЕС и НАТО, с которым у Украины складываются самые напряжённые отношения. Камнем преткновения служит 156-тысячная венгерская диаспора, компактно проживающая в Закарпатской области (1). В некоторых её районах этнические венгры составляют подавляющее большинство населения.

В последнее время наметился сдвиг в украинско-венгерском споре вокруг закона «Об образовании», ограничивающем права нацменьшинств обучаться на родном языке классами начальной школы. Под давлением Вашингтона Будапешт отказался от требования полной отмены закона, но настаивает на выполнении Киевом двух рекомендаций Венецианской комисси – продления переходного периода для внедрения новой языковой нормы и нераспространения этой нормы на частные венгерские школы.

Также под давлением США Будапешт официально отказался от вето на проведение в июле 2018 г. отдельного саммита Украина – Грузия - НАТО, но продолжает блокировать заседания двусторонней комиссии Украина – НАТО (2).

Трёхсторонний саммит затрагивает слишком широкую геополитическую повестку дня, чтобы Вашингтон позволил венграм его заблокировать. Венгрии в данной ситуации не оставалось ничего иного, как сохранить за собой необходимый минимум, ограничившись конкретной целью - контактами Украины с НАТО. Для Киева же задача-максимум в отношениях с Венгрией – добиться разблокирования работы комиссии Украина – НАТО (3).

В данный момент украинско-венгерские отношения затихли в шатком равновесии. После громкого дела, инициированного Службой безопасности Украины против фонда «Эган Эде» на Закарпатье, через который Будапешт централизовано финансировал предпринимательские проекты закарпатских венгров с помощью льготных кредитов и безвозвратной помощи, стало очевидно, что Киев воспринимает закарпатских венгров как сепаратистскую силу. Никакое краткосрочное потепление отношений между Венгрией и Украиной на долгосрочное восприятие Киевом образа венгерской диаспоры не повлияет.

В 2014 г. министерство иностранных дел Венгрии было преобразовано в министерство иностранных дел и внешней торговли. Произошедшие в ведомстве перемены отразились на взаимодействии Будапешта с зарубежными венграми. Экономическая составляющая стала играть в этих отношениях не последнюю роль.

Заметно стремление Будапешта превратить венгерскую диаспору в структуру, экономически независимую от страны их проживания.  Определенная экономическая независимость наряду с культурологической и идеологической независимостью должна превратить зарубежных венгров в действенную политическую силу. На Украине инициированные Будапештом проекты реализуют венгерские политические объединения Демократический союз венгров Украины/Демократическая партия венгров Украины и Партия венгров Украины.

Можно констатировать, что Будапешт достиг начального минимума сформировал в Закарпатье этнические политические структуры. По замыслу венгерской стороны, закарпатские венгры должны стать прямым равноценным участником переговоров с Киевом. Отсюда требование Венгрии допустить представителей венгерской диаспоры к непосредственному обсуждению закона «Об образовании» с украинскими властями.

Будущее украинско-венгерских отношений нельзя назвать радужным. На наш взгляд, любое улучшение этих отношений будет носить кратковременный характер без должного эффекта. Заложенный в них конфликтный потенциал обусловлен несоответствием базисных политико-идеологических ориентиров в системе государственности обеих стран.

Украинская независимость может иметь только одно измерение – националистическое, без которого она теряет геополитическую ценность в глазах Запада. Отказ Украины от националистической идеологии чреват отказом поддержки со стороны западных держав. Зависимый от Запада Киев пойти на это не сможет, даже если бы и хотел. Таким образом, закарпатские венгры для украинской националистической идеологии, она же государственная, будут всегда чуждым этническим элементом.

Внешняя политика действующего правительства Венгрии также имеет одно основное измерение поддержку и защиту прав зарубежных венгров, в т.ч.в Сербии, Словакии, Румынии, где в общей сложности проживает более 2 млн.этнических венгров. Требования Киева к Будапешту отказаться  от поддержки венгров Украины для последнего попросту невыполнимы.

Для Будапешта венгерский вопрос на Закарпатье имеет прямую связь с венгерским вопросом в Сербии, Словакии, Румынии. Выстраиваемая Будапештом система усиления своего влияния в Карпатском бассейне рухнет, если из неё будет исключён хотя бы один её элемент. Ослабление внимания Будапешта к закарпатским венграм может обернуться утратой доверия венгерской диаспоры в Европе к Венгрии и её правительству.

Конфликт Украина Венгрия это надолго, поскольку у Венгрии нет иного пути усиления своих позиций в Европе кроме как через усиление роли венгерской диаспоры в европейских странах, что входит в противоречие с идеологией украинской государственности и политической нации, где представители разных этнических групп официально считаются украинцами.

Украинское экспертное сообщество не замечает либо отказывается замечать накопившиеся структурные противоречия в отношениях двух стран, и всё перетолковывает в упрощённом виде, объясняя политику Будапешта желанием венгерских властей повысить собственную значимость в глазах Вашингтона, закулисными российско-венгерскими договорённостями, ростом венгерского национализма и т.п. Отсутствие понимания внутренней природы данной проблемы не способствует поиску Украиной конструктивных путей выхода из ситуации. 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1)    http://2001.ukrcensus.gov.ua/results/general/nationality/

2)    https://www.eurointegration.com.ua/rus/news/2018/06/22/7083503/

3)    https://www.eurointegration.com.ua/rus/interview/2018/06/25/708356

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати