ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Нормандская четверка»: переговоры и результаты

16:11 15.06.2018 • Денис Батурин, политолог

На фоне громких международных событий – Чемпионата мира по футболу 2018, визита Владимира Путина в Китай, саммита G7, встречи Дональда Трампа и Ким Чен Ына встреча «нормандской четверки» заслужила меньшего внимания медиа. Однако, уровень встречи и ее итоги имеют важное значение для продолжения международных усилий над прекращением конфликта на юго-востоке Украины.

11 июня в Берлине завершились переговоры в «нормандском формате» на уровне глав МИД России, Украины, Германии и Франции, на которых министры обсудили гуманитарные проблемы Донбасса, вопрос освобождения заключенных и параметры возможного размещения миссии ООН на востоке Украины. Значимость события подчеркивается тем фактом, что эта встреча первая с февраля 2017 года. 

Высказывания высших должностных лиц России и Украины до встречи и после определили основные острые моменты и дальнейшие намерения сторон. 

18 мая Президент России Владимир Путин по итогам переговоров с канцлером ФРГ Ангелой Меркель заявил, что «минские соглашения остаются безальтернативной основой урегулирования». (tass.ru) Именно эта встреча глав России и Германии определила дату и повестку встречи на Вилле Борзиг 11 июня.

Однако, накануне встречи президент Украины Петр Порошенко заявил: «Минского формата переговоров нет. (…) Существует один формат - нормандский", - сказал он. Он напомнил, что в нормандском формате, помимо него, принимают участие канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эмманюэль Макрон и президент РФ Владимир Путин. «Если вы найдете другой формат [переговоров], где будет Путин, я готов его рассматривать, но заверяю, таких форматов нет», - добавил Порошенко. (tass.ru) Но такой формат есть – минский.

Пытаясь полностью разрушить Минские договоренности, украинская сторона упорно продолжает действия по исключению республик Донбасса из участников переговоров, при этом заявляя о готовности участвовать в любых форматах, в которых будет участвовать Россия. Киев всеми силами старается вывести этот конфликт из внутренней плоскости и перевести его международную систему координат, заявляя, что Донбасс «оккупирован» Россией.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров после встречи в Берлине сообщил, что шаги по выполнению Минских договоренностей будут обсуждаться и далее: «Разговор о том, как синхронизировать действия по выполнению Минских договоренностей, идет не только в рамках внешнеполитических ведомств, но и по линии внешнеполитических советников президентов трех стран и канцлера Германии. Эти контакты продолжатся, мы их активно поддержали». (…) Решающее значение имеет подтверждение всеми участниками сегодняшней встречи незыблемости Минских договоренностей, хотя, конечно, у нас есть вопросы о том, как наши украинские коллеги к этим договоренностям относятся». (tass.ru)

Российский министр дипломатично высказался о позиции Украины в отношении минского формата, в котором непосредственно участвуют представители ДНР и ЛНР. При этом невольно возникает вопрос к Киеву - тогда о чем вы в свое время договаривались в Минске?

Еще один аспект - глава МИД Украины Павел Климкин после встречи глав МИД стран «нормандской четверки» в Берлине заявил, что миротворцы должны получить мандат по разоружению: ««Наша позиция заключается в том, что миротворцы должны прийти сразу на всю оккупированную территорию. Конечно, они не могут сразу разместиться во всех местах с самого начала. Это будет стадийный подход. Они должны получить реальный мандат, мандат влияния, мандат по разоружению, мандат по общему контролю с ОБСЕ над отводом тяжелого оружия, над поиском тяжелого вооружения, которое скрыто» (ukraina.ru)

Такая точка зрения неприемлема, потому что опять же полностью разрушает Минские договоренности, заявил Сергей Лавров: «Мы объяснили, что идеи, выдвигаемые и украинскими коллегами, и американскими представителями о том, чтобы эту миротворческую миссию превратить в некую военно-политическую комендатуру, которая возьмет под контроль всю территорию провозглашенных республик — Донецкой и Луганской — и сама уже будет решать, кого избирать и как избирать, что это предложение полностью разрушает минские договоренности». (ukraina.ru)

Глава российского внешнеполитического ведомства вновь напомнил позицию России по миротворцам, которая с момента официального обнародования не изменилась: «Российская позиция предельно ясная. У нас есть предложение, которое было внесено в сентябре прошлого года в Совет Безопасности ООН и которое направлено на обеспечение ооновской охраны наблюдателей, которые работают по линии ОБСЕ». (tass.ru)

Помимо этого есть «формула Штайнмайера», по поводу которой Украина не спорит и спорить не решается, упор на которую сделал Сергей Лавров, и которая возвращает переговоры к минскому процессу. Как заявил российский министр по итогам встречи в Берлине:«До сих пор наши украинские коллеги не позволяют этой формуле [Штайнмайера], этой договоренности лидеров лечь на бумагу и обрести какую-то юридическую значимость. Сегодня мы об этом тоже говорили, и наши французские и германские коллеги нас в этом поддержали. (…) Речь о том, о чем договорились наши лидеры - разведение сил и средств в трех пилотных районах, которые лидеры четырех стран лично обозначили на карте, и выполнение «формулы Штайнмайера»». (tass.ru)

Министр Лавров также сообщил, что Германия и Франция поддержали позицию России о необходимости юридического закрепления «формулы Штайнмайера», предполагающей введение в действие закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. (tass.ru)

Заявление главы внешнеполитического ведомства Франции Жан-Ив Ле Дриана также ближе к позиции России, чем к позиции Украины, так как содержит прямую ссылку на минские договоренности: «Мы готовы работать над параметрами возможной миссии ООН на востоке Украины. Как только выполнение Минских соглашений позволит, политдиректора должны встретиться быстро» (iz.ru)

Но Украина вновь играет вопросом площадок – минский или нормандский формат, а также продолжает продвигать свое видение формата миротворческой миссии. Аргументами в отношении невозможности реализации минских соглашений являются: отказ Киева признавать ЛНР и ДНР сторонами переговоров и противоречие соглашений украинскому законодательству. При этом Киев упорно принимает и намерен принимать законы, которые затрудняют реализацию Минских соглашений, либо напрямую им противоречат. В этих своих действиях Украина ориентируется на США, которые, стоит отметить, не являются участником ни минского, ни нормандского формата.

Эту ситуацию министр иностранных дел РФ Сергей Лавров также прокомментировал, заявив, что американские коллеги выдвигают «некие абстрактные идеи, которые не ложатся на бумагу». «И когда спецпредставитель [Госдепа] США по Украине Курт Волкер заявляет, что мяч на российской стороне <...>. Наверное, он не очень искушен в дипломатии, потому что мяч, как раз, на стороне тех, кто пытается оспорить нашу концепцию ооновской миссии в поддержку ОБСЕ и минского комплекса мер». «Пока нам не представят конкретные поправки к конкретному проекту резолюции, который мы распространили, мы будем из этого исходить». (tass.ru)

Одним словом, Украина делает заявления о своем видении мандата миротворцев ООН, спецпредставитель США по Украине выдвигает абстрактные идеи, а Россия представила проект резолюции ООН с концепцией миротворческой миссии. Так что пока - разговоры и заявления против документа.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати