Польское меньшинство в Литве насчитывает 212 тыс. человек и обеспечение его культурных прав остаётся камнем преткновения в отношениях Варшавы и Вильнюса. Ввиду ценности Литвы для Польши как союзника по НАТО и европейского партнёра, польские власти в вопросах положения литовских поляков придерживаются мягкой тактики во избежание ухудшения двусторонних отношений.
Основные требования польской стороны заключаются в обеспечении возможности польского меньшинства получать образование на родном языке и пользоваться родным языком в местах компактного проживания.
Главные цели Варшавы в работе с польской диаспорой в Литве - поддержание статус-кво, при котором бы не сужался культурный ареал, охватываемый польской культурой и польским языком в этой республике. Варшава согласна поддерживать польскую культуру и поляков в Литве на достигнутом ими уровне, но она категорически против утраты польской диаспорой её текущих позиций в литовском обществе.
Основные требования Вильнюса к польскому меньшинству – быть максимально лояльными к идее литовской государственности и её атрибутам (литовский язык в качестве единственного государственного и т.д.).
Главные цели Вильнюса в отношении литовских поляков - достижение такого положения, при котором культурно-политическое влияние польской диаспоры ограничивалось бы этнографически-репрезентативными функциями и не распространялось на реальную политику.
Обе стороны достигли здесь частичных результатов. Польше удаётся поддерживать культуру литовских поляков и замедлить их ассимиляцию, но полностью предотвратить этот негативный процесс не удаётся. Литве удалось предотвратить рост политического влияния польской диаспоры, но не удаётся снять этот вопрос с повестки дня, как таковой.
В рапорте Департамента государственной безопасности Литвы 2018 г. польская диаспора не указывается в качестве угрозы национальной безопасности литовского государства, но требования польской диаспоры о законодательном закреплении статуса польского языка рассматриваются как нежелательные в связи с опасением в будущем таких же требований для русского языка со стороны русской диаспоры (1).
Бюро национальной безопасности Польши считает, что польский вопрос в Литве может использоваться третьими силами для нагнетания разногласий между двумя странами. Ввиду этого польское посольство в Вильнюсе напрямую вмешалось в выборы председателя Союза поляков Литвы, чтобы поставить у её руководства менее требовательного активиста.
Посол Польши в Литве Уршула Дорошевская в приветственном выступлении отвела работе с польским меньшинством третье место в списке приоритетов своей дипломатической деятельности в Литве после сотрудничества в военной, транспортной и энергетической сфере, что вызывало недовольство в рядах польской диаспоры (2).
Руководство диаспоры критикует Варшаву за верность доктрине Гедройца, в соответствии с которой Польша в целях противодействия России сотрудничает с националистическими режимами постсоветских государств, придерживающихся антипольской политики на местном уровне (Литва, Украина). По мнению представителей диаспоры такая политика Польши приводит к неизбежной деполонизации населяемых поляками регионов.
Стратегическое сотрудничество с Польшей Вильнюс называет в качестве внешнеполитического приоритета наряду с сотрудничеством с США, Францией и Германией (3). Внешнеполитические цели Вильнюса и Варшавы полностью совпадают (укрепление трансатлантического партнёрства, усиление военного присутствия США в Европе, увеличение численности войск НАТО на восточном фланге), что автоматически превращает борьбу польского меньшинства за свои права в Литве в проблему для самой же Польши.
Совместно с Польшей Литва – участница многих политических и военно-политических объединений (Бухарестская девятка, Литовско-польско-украинская бригада и др.). С 2017 г. Литва удвоила расходы на оборону, Польша увеличила расходы на 15-25%. Доля Польши в бюджете Бухарестской девятки составляет 50%, Литвы – 3%. Но Литва опережает Польшу по объёму инвестиций в оборонном секторе – 31,09% против 22,14%(4).
В 2018 г. оба государства намерены тратить на оборону 2% ВВП, а к 2020 г. Вильнюс планирует довести эту цифру до 2,5%. Варшава также не исключает, что 2% ВВП на оборону для неё в будущем - не предел. Оба государства приступили к формированию войск территориальной обороны численностью до 50 тыс. в случае с Польшей, и 4,7 тыс. в случае с Литвой.
Столь высокие темпы сотрудничества не предполагают возникновения задержек, тем более нравственно-идеалистического характера, каковым в глазах большинства поляков обладает поддержка Варшавой польской диаспоры с целью сохранения преемственности польской культуры на литовских землях.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://zw.lt/wilno-wilenszczyzna/vsd-o-litewskich-polakach-sytuacja-polepszyla-sie/
2) https://kresy.pl/publicystyka/urszula-doroszewska-polska-czy-litewska-ambasador-w-wilnie/
3) http://kurierwilenski.lt/2018/06/12/doroczne-oredzie-prezydent-polska-strategicznym-partnerem-litwy/
4) http://www.pism.pl/Publications/PISM-Policy-Paper-no-164
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs