После государственного переворота 2014 г. на Украине идея польского прометеизма (prometeizm polski) получила в польской экспертной среде очередной импульс. Под прометеизмом понимается идеология расширения зоны геополитического, культурного и военно-политического влияния на территории бывшего Советского Союза.
Польша в данном случае сравнивается с мифическим Прометеем, «несущим свободу» народам бывшего СССР от «российского империализма». Корни прометеизма уходят в эпоху польских восстаний XVIII-XIX в., его задача-максимум – раскол России вдоль национальных швов, задача-минимум – подчинение внешней политики постсоветских государств Варшаве.
Отличительной особенностью прометеизма является заложенное в нём отсутствие завершённости. Имея заявленную конечную цель, прометеизм никогда не может её достичь и потому остаётся всегда незаконченным и всегда актуальным антироссийским проектом.
После 2014 г. объектом энергичного приложения усилий польского прометеизма стала Украина. До этого времени прометеизм на Украине не получал широкой поддержки на научно-практическом или политическом уровне. Теперь же эта идеология поддерживается Киевом на государственном уровне с привлечением научно-исследовательских и экспертно-аналитических кругов.
Об этом свидетельствуют проводимые на Украине соответсвующее мероприятия, из которых самое представительное – прошедшая посвящённая прометеизму международная конференция под патронатом Украинско-польского форума партнёрства «Польско-украинское сотрудничество в рамках прометейского движения: личности, вызовы, события», прошедшая в прошлом месяце в Киеве с участием посла Польши на Украине Яна Пекло, руководителя Центра изучения Восточной Европы Варшавского университета Яна Малицкого и представителей Национальной академии наук Украины (1).
В Киеве признают, что идеология прометеизма малоизвестна украинской публике и требует популяризации, что и осуществляется на польские деньги. С 2011 г. Варшава провела международные конференции, посвящённые прометеизму, в Великобритании, Грузии и на Украине.
С украинской стороны пропаганда прометейской идеологии возложена на Украинско-польский форум партнёрства, с польской – на Центр изучения Восточной Европы Варшавского университета (StudiumEuropyWschodniej) (2).
В Польше это не единственный популяризатор прометеизма, но один из немногих, в чьей деятельности этот проект занимает центральное положение. Центр издаёт журналы «Новый Прометей» (NowyPrometeusz),«Восточное обозрение» (Przegląd Wschodni) и Pro Georgia, посвящённый Грузии и перспективам развития прометеизма в Кавказском регионе (3).
Наиболее отзывчивыми партнёрами на этом направлении в двух ключевых для Польши регионах (Восточной Европе и на Кавказе) Варшава считает Киев и Тбилиси. Специфика здесь заключается в содействии украинских и грузинских властей и спецслужб процессам, которые польская сторона считает выгодными для себя (высокий процент националистических настроений в обществе, отрицание конструктивной роли России как гаранта стабильности евразийского пространства и др.).
Прометеизм – это идеология, слабым местом которой является полное отсутствие экономической составляющей и перенасыщенность пропагандистскими штампами. Прометеизм предлагает постсоветским республикам минимизировать экономические отношения с Россией, ничего не предоставляя взамен. Конкретной и практической экономической платформы у этого проекта нет, и он остаётся чистой идеологией.
Условно сильной стороной прометеизма является способность охватывать хронологически масштабные пласты в истории Польши и постсоветских республик и подчинять их хронологию антироссийским идеологическим установкам. Так, конфликтные периоды польско-украинской истории получают новую переработку и предстают в виде случайных недоразумений, в отличие, например, от польско-российских отношений прошлого.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) http://www.polradio.pl/5/118/Artykul/365439
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs