Польско-американские отношения пребывают в состоянии дисбаланса: их военная составляющая заметно превалирует над экономической. Для Варшавы актуален вопрос: что будет в случае нормализации военно-политической обстановки у восточных рубежей Евросоюза? Каким будет формат присутствия США в Польше в случае прекращения конфронтации между Вашингтоном и Москвой и необходимости «укреплять восточный фланг НАТО»?
В этих вопросах скрыт ответ, заинтересована ли Польша в оздоровлении геополитической обстановки в регионе. Ответ отрицательный. Любое снижение накала политического противостояния между ЕС и Россией, США и Россией, НАТО и Россией рассматривается Варшавой как угроза уменьшения заинтересованности этим регионом со стороны Вашингтона и ослаблением американского присутствия.
Это, в свою очередь, осложнит положение Польши в её непростом диалоге с Германией, как ключевой европейской державой, и сузит возможности Польши для противодействия российско-германскому сотрудничеству в экономике и других сферах. Мирное сосуществование двух геополитических проектов, каковыми являются ЕС и Евразийский союз, синонимично отказу Варшавы от собственных геополитических амбиций, кои суть достижение регионального лидерства в Восточной Европе и контроль за внешней политикой Украины, Белоруссии и Литвы как действенного способа консервации такого положения.
Экспорт американских товаров в Польшу в 2016 г. составил $3,6 млрд., импорт из Польши около $6 млрд. В списке торговых партнёров США Польша довольствуется 44-м местом, в экспортных списках – 47-м (0,25%), в списках импортеров американских товаров – 37-м (0,27%) (1).
Для Польши же США – 9-й по значимости торговый партнёр и 3-й среди стран, не являющихся членами ЕС (после КНР и РФ). По объёмам экспорта США занимают 12-ю позицию среди партнёров Польши, по импорту польских товаров – 8-ю (1).
Разница заметная, особенно на фоне масштаба военных американо-польских проектов - миссия авиационного патрулирования в Прибалтике (NATO’sBalticAirPolicingMission), усилениегруппировки ВВС США и сухопутных сил США в Польше (AviationDetachmentи EuropeanReassuranceInitiative), размещение в Польше элементов системы ПРО США (European PhasedAdaptiveApproach) и т.д.(2).
Говорится, что с финансовой точки зрения американцам выгодней размещать свои войска в Польше на постоянной, а не ротационной основе. Надо полагать, что скоро Вашингтон и Варшава достигнут соответствующих договорённостей.
Для лучшей координации экономических усилий Варшавы создана Польская торговая палата в США со штаб-квартирой в Вашингтоне (3). Палата будет оказывать содействие в организации бизнеса польским и американским фирмам, банкам, инвесторам и промышленникам.
К 2020 г. США намерены стать одним из трёх лидирующих поставщиков газа в мире. Польша желает быть главным транзитным узлом для поставок голубого топлива из США в Европу. Портовый терминал в Свиноуйсце уже принимает американские танкеры. В дальнейшем Польша планирует стать транзитером американского газа в Украину, Белоруссию, республики Прибалтики и на Балканы, изменив вектор транзита восток-запад на запад-восток.
Нашумевший польский проект Троеморья (Адриатика – Балтика – Чёрное море), получивший поддержку администрации Дональда Трампа, как раз ставит своей целью кардинальное переформатирование газового рынка Европы. Варшава подчёркивает, что это экономический проект, направленный на унификацию европейской газовой инфраструктуры и диверсификацию маршрутов поставок топлива (4).
Умалчивается, что за экономикой здесь скрывается геополитика: зависимость Европы от американского газа повысит для Вашингтона значимость Польши как торгового партнёра и выровняет существующий в сторону военной составляющей перекос в отношениях Варшава – Вашингтон.
Регион «Троеморья» потребляет ежегодно 40 млрд.куб.м.газа. Увеличение доли США в этих поставках автоматически делает Польшу важным экономическим звеном в европейской и энергетической политике США. Этому будет способствовать смещение экономической активности с Западной Европы в Восточную.
В западно-европейских странах, где рынки насыщены и поделены между ключевыми экономическими игроками, американский бизнес не имеет такого широкого поля для манёвра, как в Восточной Европе. Энергетика будет основным направлением экономического сотрудничества Польши и Соединённых Штатов, как отрасль, позволяющая надеяться на быструю прибыль и как инструмент стратегического влияния на политику европейских государств.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs