Испания-Россия: Погружаясь в историю науки

13:31 07.02.2018 Ольга Егорова, доктор исторических наук, профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Мадрид-Москва

Между Россией и Испанией давно сложились добрые отношения. И наши страны намерены развивать их и в будущем. В том числе и в научно-технической и исторической сферах.

На днях Россию посетила большая делегация представителей технических университетов Испании. Руководители и ученые-инженеры вузов Мадрида, Барселоны, а также Университета Овьедо посетили МГТУ им. Н.Э.Баумана, Национальный исследовательский технологический университет МИСиС, Петербургский государственный университет путей сообщения. Прошли переговоры на тему взаимополезного сотрудничества, подписаны соглашения о налаживании связей. Интерес испанцев понятен: сотрудничество пойдет лишь на пользу обеим сторонам в ускорении инновационного развития…

Так уж совпало, что примерно в это же время в Испании был представлен первый в мире пассажирский поезд, работающий на сжиженном природном газе. Власти и журналисты королевства проехали на этом поезде пять километров между двумя станциями в Астурии. Поезду предстоит еще пройти испытания. Однако, эксперты уже расценивают это событие как прорыв испанской науки в развитии экологически чистого железнодорожного транспорта…

Пройдет время, и случай с первым «газовым поездом» войдет в историю. И в этой испанской и мировой истории останется. А сохранит его потом, возможно, известный мадридский частный Фонд науки «Хуанело Турриано», который нам, в свою очередь, совсем недавно довелось в очередной раз посетить. Его основные задачи - сохранение научно-технического и инженерного наследия Испании, поддержка образования и инновационного развития страны сегодня. Недавно Фонд отметил свой 30-летний юбилей. Мы уже не раз бывали в нем и смогли убедиться: его деятельность может служить достойным опытом и примером для подражания.    

И вот мы снова в Мадриде, снова в научном Фонде «Хуанело Турриано», расположенном в уютном и компактном помещении на мадридской улице Сурбано (Zurbano, 41). Здесь произошла наша встреча с исполнительным директором Фонда Бернардо Ревуэльтой Полем (Bernardo Revuelta Pol) и заведующей Отделом документации Бегонией Санчес-Апарисио Гарсия.

 

Но для начала поясним, кто такой был Хуанело Турриано, имя которого носит Фонд, а также когда и почему он был основан.

История, как нам рассказали в Фонде, такова. Будущий гениальный математик и инженер родился в бедной семье в небольшом итальянском селении Кремона, неподалеку от Милана и реки По около 1500 года (порой историки называют 1501 год или даже 1505). И звали его тогда Джанелло Торриани. О нем мало что известно, но по некоторым сведениям, он у себя на родине уже в молодые годы прослыл как одаренный инженер-изобретатель, как часовщик и математик. Он был замечен окружением испанского императора Карла V и в 1529 году приглашен к его двору в качестве часовщика-механика. Став уже Хуанело Турриано, изобретатель отправился в Испанию искать славу и благосостояние. И вскоре снискал известность не только как гениальный часовщик-механик, но и как искусный инженер. После кончины императора Карла V, его сын, король Фелипп II, увлекавшийся строительством и механикой, назначил Турриано главным математиком своего двора, а позднее подписал с ним соглашение о снабжении расположенного на холме города Толедо, жители которого часто страдали от засухи, водой из протекавшей рядом реки Тахо. Шел 1565 год. И Хуанело Турриано сумел придумать многоступенчатый механизм (el Artificio), который позволял черпать и поднимать воду из реки на стометровую высоту холма в город и во дворец. Это изобретение принесло инженеру широкую славу и, наконец-то, безбедное существование. Были и другие гениальные для своего времени изобретения Турриано. До сих пор ходят легенды о том, что по поручению набожного испанского короля Фелиппа II гениальный Хуанело изобрел и изготовил из дерева и металла одного из первых в мире роботов – заводного механического монаха в рясе размером 35-40 сантиметров, который мог передвигаться и креститься. Он сохранился до наших дней и работает, но почему-то, как утверждают, находится в Смитсоновском институте Соединенных Штатов. Хуанело Турриано, несмотря на множество гениальных изобретений и славу, окончил свою жизнь в Толедо в долгах и бедности. Случилось это 13 июня 1585 года. Как о нем говорят историки, Турриано приобрел славу и признание, но не благосостояние и богатства. Кстати, его Толедский механизм по подъему воды, конечно же, со временем, уже после его смерти, из-за неграмотного обслуживания, вышел из строя. И уже в XX веке власти Испании несколько раз пытались его восстановить, реконструировать. Но почему-то не получилось.    

 

- Господин Ревуэльта, мы поздравляем вас с недавней 30-й годовщиной Фонда. Как отметили?

- Да, в прошлом году мы отмечали 30-ий юбилей «Фонда Хуанело Турриано», - начал нашу беседу господин Бернардо Ревуэльта, - Отметили скромно, без помпы. Просто со всем нашим руководством во главе с президентом Фонда господином Викторьяно Муньосом Кавой съездили в селение неподалеку от города Бургос, где похоронен основатель Фонда инженер Антонио Гарсия-Диего (1919-1994 гг.), и возложили на его могилу цветы. А вернувшись в Мадрид, продолжили нашу обычную работу.   

 

- Какие новости в Фонде? Что наиболее примечательное удалось сделать в последние несколько лет, в последние месяцы?

- Хотел бы привести такой красноречивый пример деятельности нашего Фонда, - говорит дон Бернардо. - Он свидетельствует об активном сотрудничестве по сохранению испанского инженерного и научно-технического наследия как с государственными, так и с частными организациями. Так, одно из известных его достижения – восстановление первой электрической испанской подводной лодки «Пераль», которая была списана военными властями нашей страны еще 8 сентября 1888 года. Тогда (130 лет назад!), субмарина была снабжена аппаратом автоматического контроля глубины, что позволяло ей погружаться на 10-метровую глубину автоматически по команде и уже через час после начала движения держать заданную глубину. Считается, что это была первая подводная лодка в мире подобного класса.

В конце 2011 года Фонд получил подробную информацию о лодке от Хавьера Санматео, потомка ее изобретателя, который рассказал о том, что корпус лодки находится на площади Картахены в очень плохом состоянии. А военно-морские силы Испании собирались отправить этот корпус в Морской музей Картахены, который в то время был на ремонте.

В 2012 году между Фондом «Хуанело Турриано» и Фондом Морского музея было подписано соглашение о восстановлении и реставрации подводной лодки «Пераль». Субмарина была отремонтирована за счет Фонда Хуанело Турриано и доставлена в один из залов Морского музея Картахены, где состоялось торжественно открытие экспозиции для публики.  

Кроме того, Фонд собрал и продолжает пополнять нашу не очень  богатую, но уникальную библиотеку, связанную с инженерным и научно-техническим наследием Испании. Мы вам, к примеру, показали наше собрание книг и материалов о жизни и творчестве выдающегося испано-российского инженера Августина де Бетанкура, который много сделал и для Испании, и для России. В Москве, например, по его проекту был построен Манеж, а в Петербурге он основал Школу инженеров (сейчас - Государственный университет путей сообщения) Немало его изобретений воплотилось в жизнь и в Нижнем Новгороде, и в других местах. В этой коллекции у нас хранятся книги о Бетанкуре и российских авторов. Продолжаем публиковать статьи о жизни и творчестве Турриано, пытаемся расширить сведения о его биографии.

Из недавних поступлений в библиотеку Фонда – такая научная работа, как «Фабрика вагонов Беасаина (Гипускоя), Испания. Описание фабрики и главный каталог». В целом же мы приобретаем или финансируем публикацию 3 – 4 особенно важных исторических книги в год. И выделяем две стипендии на нужды инженерно-технических наук. Из совсем недавних акций Фонда, - мы провели в Мадриде выставку «Исторические макеты и модели. Инженерия и строительство» и выпустили к ней большой иллюстрированный альбом под таким же названием...

 

- Хотел бы вас все-таки спросить, о механическом монахе работы Хуанело Турриано. Мне довелось читать в различных СМИ, что в 1560 году король Испании Филипп II поручил придворному инженеру итальянского происхождения Хуанело Турриано создать механического монаха. Средневековый робот мог креститься, поднимать распятие, двигать губами — он будто молился за короля. Фигура передвигалась на колёсах, но у неё для реалистичности были и ноги, которые видны из-под рясы. Его можно считать одним из первых механических роботов в мире?

- Лично мне представляется, что это его изобретение сегодня сильно приукрашено, конечно, роботом монаха назвать трудно. На мой взгляд, это – механическая кукла, конечно, оригинальная для своего времени. Ведь ее размер не превышает и 40 сантиметров. И она больше походит на игрушку XVI века, чем на робота. Монах, скорее, - миф, легенда, «сенсация», приукрашенная СМИ. Однако и заслуги Хуанело Турриано приуменьшать не стоит. 

 

- Сеньор Ревуэльта, какие ближайшие перспективы в работе Фонда?

- Мы продолжим нашу работу в духе сохранения нашего национального инженерно-технического достояния. Как и раньше, будем взаимодействовать с различными испанскими и зарубежными организациям. И мы рады продолжать сотрудничество с Россией и с вами в частности. Благодарим за этот визит.

 

- А вам, господин директор, спасибо за интересную беседу.   

Ключевые слова: Испания наука

Версия для печати