Фото: irishtimes.com.
В Москве состоялся круглый стол, на котором известные российские эксперты, специалисты по Центральной и Восточной Европе, подвели итоги президентских выборов в Чехии, второй тур которых прошел 26-27 января 2018 года. Победу на них одержал действующий президент Милош Земан. Он получил 51,5% голосов. Его соперник, либерал и «еврооптимист», бывший глава Академии наук Чехии Йиржи Драгаш получил 48,63% голосов.
В странах Запада нередко характеризовали второй тур как схватку между «пророссийским» и «проевропейским» кандидатами. В этом, конечно, есть немалая доля преувеличения. М.Земан возвращается в Пражский Град, однако президент парламентской республики, какой является Чехия, выполняет скорее церемониальные функции, хотя и может наложить вето на принимаемые парламентом законы, предложить кандидатуру премьер-министра и назначить руководство Центрального банка.
Тем не менее, еще в период первой каденции Милош Земан стал весьма заметной фигурой в политической жизни своей страны. Он постоянно обращал на себя внимание заявлениями, которые шли вразрез с официальной политикой как Праги, так и всего Европейского союза. Например, он высказывался против санкций в отношении России и за признание воссоединения Крыма с Россией как свершившегося факта, а также совершил в ноябре 2017 года вместе с делегацией бизнесменов визит в Россию, в ходе которого провел переговоры с российским президентом. Он даже предлагал провести референдум о членстве Чехии в ЕС и НАТО, хотя сам выступает против выхода Чехии из Евросоюза и еще в 1999 году, занимая пост премьер-министра, привел свою страну в Североатлантический альянс.
В настоящее время Чехия переживает правительственный кризис. В середине января из-за вотума недоверия было распущено правительство Андрея Бабиша, который, впрочем, остался исполняющим обязанности премьер-министра и уже получил мандат на формирование нового кабинета.
Заведующая отделом исследований Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Любовь Шишелина отметила, что инициатива всеобщих и прямых президентских выборов принадлежит самому М.Земану. Тем самым он предоставил парламенту возможность урезать полномочия, которыми изначально, согласно конституции, обладал глава государства. Итоги избирательной кампании показали, что М.Земан укрепил свои политические позиции: за него проголосовало на 100 тыс. избирателей больше, чем на прошлых выборах. В то же время, в сравнении с кампанией 2013 года, разрыв между ним и его противниками уменьшился, составив примерно 3% (ранее он составлял 10%), в то время как явка возросла на 7%. Таким образом, число голосовавших за оппонентов Земана также возросло. Это означает, что настроения в Чехии поляризуются на фоне крайне нестабильной ситуации как в мире в целом, так и на Европейском континенте.
Л.Шишелина напомнила, что Милош Земан стал президентом как раз накануне обострения ситуации на Украине, и ему довольно скоро пришлось определиться с оценками тех событий, которые произошли на протяжении последующих четырех лет в Европе. Нужно отдать ему должное: он вел себя совершенно независимо, не встраиваясь ни в какой европейский хор. При этом назвать его однозначно пророссийским политиком было бы неверно. Он действительно неоднократно демонстрировал подчеркнуто уважительное отношение к нашей стране, но всегда придерживался самостоятельной позиции по всем важнейшим вопросам международной и внутренней повестки. Еще в 1970 году он был исключен из компартии из-за несогласия с вводом в Чехословакию войск Варшавского договора в 1968 году. До сих пор о нем звучат противоречивые высказывания как в Старом Свете, так и за океаном. Например, телеканал Fox News (США) назвал его «протрамповским» политиком. Поводом, по всей видимости, послужила его поддержка позиции официального Вашингтона по вопросу о статусе Иерусалима.
Политолог, старший преподаватель Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Вадим Трухачев в дни выборов был в Чехии и как очевидец мог судить о ситуации, сложившейся в настоящее время в стране. По его признанию, основной неожиданностью были диаметрально противоположные оценки состоявшихся выборов, которые были даны в Праге и в провинции. Так, в столице М.Земан получил всего 31% голосов, в то время как, например, на востоке страны, в Остраве – более 60%. В некоторых сельских регионах и небольших городах за него отдавали свои симпатии до 70% избирателей. По словам В.Трухачева, для него самого во многом стало неожиданностью то, что чехи до сих пор сохранили восприимчивость к агитации, проводимой яркими и незаурядными политиками. Едва ли не решающий вклад в исход голосования внесли усилия исполняющего обязанности премьер-министра Андрея Бабиша и бывшего президента, самого известного евроскептика страны Вацлава Клауса. Их действия спутали всю арифметику подсчетов, которую рисовали эксперты после окончания первого тура и которая наглядно свидетельствовала о победе Й.Драгаша как о свершившемся факте. Большинство политологов считало, что М.Земану неоткуда брать голоса, поскольку все остальные кандидаты были настроены против него. Однако включение самого политика в предвыборную кампанию, и теледебаты, на которых экс-лидер социал-демократов выглядел ярче и убедительнее, чем соперники, помогли ему одержать победу.
Вопреки пропаганде в западных СМИ, российский фактор в Чехии вряд ли стоит переоценивать: влияние Москвы на местную политическую ситуацию незначительно, и предпочтения избирателей диктуются в основном внутренней ситуацией в стране. В свою очередь, попытка разыграть карту «русских хакеров», вмешивавшихся во внутренние дела страны, также провалилась. В частности, Й.Драгаш был вынужден признать, что доказательств вмешательства России в выборы у него нет, и тем самым потерять часть голосов своих потенциальных сторонников.
Научный сотрудник отдела исследований Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН Михаил Ведерников считает, что Милош Земан сумел организовать довольно успешную кампанию после первого тура и мобилизовать своих потенциальных сторонников, поначалу не собиравшихся идти на избирательные участки и считавших, что его победа неизбежна. Например, в Моравскосилезском, Устецком и Карловарском краях, где действующий президент имеет значительную поддержку, явка во втором туре возросла на 500 тыс. человек (около 5%). Земан удачно проявил себя на телевизионных дебатах. В отличие от него, Драгаш чувствовал себя неуверенно перед камерой. Многие эксперты утверждали, что предстоящие выборы станут своеобразным референдумом по доверию Земану и проводимой им политике. Кроме того, о поддержке Земана заявили самые популярные политические силы страны – партия «Акция недовольных граждан» (ANO 2011) Андрея Бабиша и «Свобода и прямая демократия» во главе с Томио Окамурой.
Как подчеркивает Л.Шишелина, для того, чтобы сформировать новый состав кабинета, и.о. премьер-министра должен заручиться поддержкой 102 депутатов парламента и минимум двух партий, что довольно сложно. Например, руководство правоцентристской «Гражданская демократическая партия» (лидер - Петр Фиала) уже дало понять, что не будет вступать в подобную коалицию. Однако политическая ситуация после выборов в стране несколько изменилась. Победа М.Земана может иметь два наиболее вероятных варианта развития событий: либо консолидации тех, кто выступает против активного развития «восточного» вектора во внешней политике Праги, либо, напротив, к объединению тех, кто поддерживает действующего президента.
По мнению Вадима Трухачева, политический кризис, который переживает Чехия, не представляет собой ничего экстраординарного. С ним в настоящее время сталкиваются все страны Европы. В отличие от своих соседей, у официальной Праги давно выстроены прочные демократические институты, что позволяет ей достойно выйти из сложной ситуации. Однако Андрею Бабишу, у которого сохраняются неплохие шансы сохранить кресло премьер-министра, по-видимому, придется возглавить «правительство меньшинства».
В свою очередь, Любовь Шишелина считает, что избрание Милоша Земана на пост президента Чехии будет способствовать сохранению прагматичных отношений между Москвой и Прагой. Избрание Йиржи Драгаша могло бы привести не только к охлаждению между нашими странами, но и осложнить ситуацию в Вишеградской группе, где, например, сохраняются противоречия между Чехией, которая не входит в зону евро, и Словакией, которая находится там с 2009 года.
Можно предположить, что в исходе выборов сыграла свою роль и историческая память чехов, которые не видят в необходимости следовать указаниям извне ничего привлекательного. В Праге по-прежнему намерены отстаивать свое право самостоятельно определять национальные приоритеты в политике и сохранить репутацию умеренных евроскептиков, настаивая на качественном изменении Европейского союза и его миграционной политики, в особенности – по вопросу распределения квот принятия беженцев между странами ЕС. Чешское руководство настаивает на принятии Европейской комиссией разработанного в рамках Вишеградской группы плана, согласно которому должна быть усилена финансовая и экономическая помощь тем странам Ближнего Востока, из которых в Европу направляются основные потоки беженцев. Одновременно должна быть усилена охрана внешних границ Евросоюза, включая морские.
Стоит отметить, что все политики Чехии, вне зависимости от своей оценки внешней и внутренней политики, по всем вопросам, касающимся миграционной ситуации в Европе, высказываются без особого энтузиазма. Даже такие очевидные «еврооптимисты», как правоцентристская партия TOP 09 и ее лидер, бывший министр иностранных дел Карел Шварценберг, при всей своей евроатлантической солидарности понимают, что безоговорочная поддержка позиций Брюсселя в этом вопросе будет стоить им политической карьеры.
Впрочем, переоценивать итоги выборов в Чехии не стоит: вне зависимости от того, кто является хозяином Пражского Града, за внешнюю политику Чехии отвечает Министерство иностранных дел, а его глава Мартин Стропницкий неоднократно давал понять, что поддерживает введенные против Москвы санкции. Тем не менее, Милош Земан неоднократно давал понять, что заинтересован в развитии активных торговых связей с Российской Федерацией. Любые действия, которые приносят Праге экономические дивиденды, оцениваются им как правильные и необходимые. Поэтому все заключенные контракты, включая поставку в Россию 6 тыс. тракторов в течение ближайших 4 лет, будут выполнены вовремя.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs