Политические конфликты в Латинской Америке: вызовы стабильности и новые возможности / Отв. ред. З.Ивановский. – М.: Институт Латинской Америки РАН, 2017.
В Институте Латинской Америки Российской Академии наук выпущена монография, посвященная специфике возникновения и развития современных политических конфликтов. Ответственным редактором издания выступил известный российский ученый, доктор политических наук, руководитель Центра политических исследований ИЛА РАН, профессор факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Збигнев Ивановский.
По мнению авторов монографии, изучение современной политической реальности латиноамериканского региона требует использования междисциплинарного подхода, учитывающего этическое измерение, социальные, психологические и психоаналитические факторы. Бурная история континента наполнена восстаниями, переворотами, установлением и свержением военно-диктаторских режимов, споров о преимуществах той или иной модели социального развития.
Специфика политических систем Латинской Америки способствует феномену «разделенной власти» или «разделенного правления», при которой её ветви, прежде всего законодательная и исполнительная, нередко контролируются политическими силами, придерживающимися диаметрально противоположных взглядов на внутреннюю, прежде всего социальную и экономическую, и внешнюю политику. Нередко пропрезидентские силы не имеют не только абсолютного, но и относительного большинства в парламенте. В условиях, когда сильная президентская власть сталкивается с противостоянием в парламенте, первое лицо управляет при помощи президентских декретов. В федеративных государствах, где значительную роль играют губернаторы и мэры, часто возникают конфликтогенные отношения между центральной властью и субъектами федерации.
Считается, что с начала 1990-х годов на континенте настала эра демократических правительств. Однако силовые структуры – полиция и армия – по-прежнему остаются элементом власти или влиятельной социальной группой. Наиболее ярким примером здесь остается Колумбия, однако и в других странах вооруженные силы остаются значительным элементом политического давления (например, в Венесуэле, где сохраняется значительная политическая поляризация между сторонниками президента Николаса Мадуро и его противниками, а также в Эквадоре). В Гондурасе в 2009 году армия привлекалась к смещению президента государства Мануэля Селайи, а в Мексике она до сих пор активно используется для борьбы с организованной преступностью.
«Левый поворот» в Латинской Америке, на который в начале 2000-х годов возлагались определенные надежды, сталкивается с бъективными противоречиями. В период благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть диверсификации экономики не произошло, а в условиях экономического кризиса модель перераспределения материальных благ в пользу наименее обеспеченных слоев населения, существовавшая благодаря благоприятной ценовой конъюнктуре, перестала работать. В мировоззренческом плане идея «социализма XXI века», которую наиболее последовательно продвигал в жизнь президент Венесуэлы в 1999-2002 и 2002-2013 годах Уго Чавес Фриас, требует своего теоретического и практического усовершенствования, и прежде всего – качественного изменения политической и образовательной системы, во многом по-прежнему завязанной на отношениях с США. В этих условиях у широких слоев населения растет недоверие к политическим партиям, все более представляющим собой исключительно электоральный механизм и не выполняющим свои обязательства перед гражданами. В то же время так называемый средний класс, ориентирующийся на стандарты жизни своего могучего северного соседа, активно поддерживает правые партии, которые в результате своего прихода к власти используют в своем политическом багаже прежде дискредитировавшие себя неолиберальные экономические рецепты.
Первый раздел монографии носит в основном теоретический характер и отражает междисциплинарные подходы к феномену конфликтности и взгляды латиноамериканских политологов на природу конфликтов. Среди наиболее популярных концепций, рассмотренных авторами, необходимо назвать теологию освобождения и ее соотношение с социальной доктриной Ватикана. Среди наиболее известных ее теоретиков и практиков – профессор теологии Католического университета Лимы Густаво Гутьеррес, архиепископ Сальвадора Оскар Арнульфо Ромеро, колумбийский священник Камило Торрес. Во многом благодаря именно их усилиям Латинская Америка превратилась в континент демократических государств.
Второй раздел монографии посвящен отношениям между властными структурами, с одной стороны, и между властью и оппозицией - с другой. Особое внимание здесь уделяется конфликтам между президентами и парламентами, закончившимися импичментами глав государств, а также проблемам урегулирования внутренних вооруженных конфликтов. Например, форму государственного переворота приобрело смещение в в 2009 году в Гондурасе, арест и высылка из страны президента от Либеральной партии Мануэля Селайи. В 2012 году в Парагвае правоцентристский по своему составу Конгресс добился смещения левоцентристского президента, бывшего католического епископа и сторонника концепции теологии освобождения Фернандо Луго. В свою очередь, в Гватемале кризис, разразившийся недавно в Гватемале, был вызван, прежде всего, не конфликтом политического толка, а продажностью политиков. В стране была создана коррупционная сеть La Línea, в которую были вовлечены свыше 200 высокопоставленных лиц, включая президента от Патриотической партии Отто Переса Молину и вице-президента Роксану Бальденетти. Импичмент главы государства привел к реструктуризации политической системы: электорат отказал в доверии традиционным политикам. Парламентская фракция правящей партии сократилась с 59 до 17 депутатов, а место главы государства занял популярный актер и телеведущий Джимми Моралес.
Третий раздел монографии посвящен современным социальным и этническим конфликтам. По-прежнему сохраняют свое значение массовые акции протеста. Коренное население активно борется за свои права, в том числе и в странах с левыми правительствами, которые уделяют большое внимание проблемам индейцев. Кроме того, важную роль в мобилизации социально активного населения стали играть сетевые технологии. Среди традиционных вызовов, с которыми сталкиваются политические режимы в Латинской Америке, остаются проблема насилия, криминализации государства и общества, наркомафия и организованная преступность. В то же время сам лозунги борьбы с коррупцией нередко используются для сведения счетов с оппонентами и влияния на расстановку политических сил. Проблема миграционных потоков также не снята с повестки дня.
В 2016 году бесспорным положительным фактором регионального масштаба стало прекращение гражданской войны в Колумбии, продолжавшейся с 1964 года. На пути к мирному урегулированию и деэскалации насилия удалось преодолеть сопротивление «ястребов» как в правительственных структурах, так и среди участников оппозиционных военно-политических организаций – Революционных вооруженных сил Колумбии – Армии народа (FARC – EP) и Армии национального освобождения (ELN) (в переговорах с последней важную роль сыграл Эквадор). Важную посредническую роль сыграли Куба и Норвегия, обеспечившие переговоры в Гаване, государства-наблюдатели – Чили и Венесуэла, а также международные организации, прежде всего ООН. Однако воплощение в жизнь достигнутых договоренностей будет зависеть от обещанной материальной помощи США и Европейского союза, а также успешности адаптации участников вооруженных формирований к мирной жизни.
Заслуживает особого внимания раздел, посвященный основным территориальным спорам и межгосударственным конфликтам, которые в разное время использовались или используются правящими кругами латиноамериканских государств для консолидации общества и отвлечения его от актуальных социальных проблем. Это противоречия в отношениях Аргентины и Великобритании из-за статуса Фолклендских (Мальвинских) островов, чилийско-боливийские споры, связанные с проблемой выхода Боливии к морю и возможного пересмотра итогов Тихоокеанской войны 1879-1883 годов, а также и венесуэльско-гайанские разногласия из-за спорного региона Эссекибо.
Особое внимание уделено позиции, которую занимают в ходе конфликтов и их урегулирования международные организации латиноамериканского региона. Помимо Организации американских государств, речь идет и о сравнительно новых объединениях - Союзе южноамериканских наций (UNASUR) и Сообществе государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC).
Что касается роли субъектов мировой политики в урегулировании социально-политических разногласий, то она также неоднозначна. ЕС, долгое время рассматривавшийся как эталон интеграции, переживает сейчас фундаментальные внутренние противоречия, не способствующие развитию полноценного трансконтинентального диалога. Действия Китая, влияние которого на континенте неуклонно возрастает, предполагают прагматизм в выстраивании отношений, ставку на сохранении текущей политической ситуации в той или иной стране, четкое соблюдение заключенных контрактов. По словам авторов, китайские инвестиции представляют собой конкуренцию для Межамериканского банка развития (МАБР) и Международного валютного фонда (МВФ), и опираются на мощь системы государственного капитализма.
Изменения на глобальной политической арене и внутренние сложности заставили и США пересмотреть свои подходы к развитию отношений с Латинской Америкой. Ранее Вашингтон действовал в регионе с позиций силы, не останавливаясь перед прямыми интервенциями, однако теперь отношение к континенту как к собственному «заднему двору» становится невозможным. По мнению авторов, в новых исторических условиях влияние ключевых мировых игроков на ситуацию в регионе ослабевает. В то же время в Латинской Америке растет число внутренних противоречий при общем снижении конфликтогенности в межгосударственной сфере.
Выпущенная специалистами Института Латинской Америки РАН монография будет интересна всем, кто интересуется современным положением этого стратегически важного региона.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs