Министры иностранных дел России и Великобритании – Сергей Лавров и Борис Джонсон. Фото Эдуарда Песова.
В Москве 22 декабря состоялись двусторонние переговоры министров иностранных дел России и Великобритании - Сергея Лаврова и Бориса Джонсона. Впервые за пять лет глава внешнеполитического ведомства UK посетил столицу России с рабочим визитом.
Министр иностранных дел Сергей Лавров, приветствуя своего английского коллегу в Москве, подчеркнул, что двусторонние отношения России и Великобритании «находятся на очень низкой отметке» не по вине нашей страны. При этом в стадии «заморозки» находятся многие двусторонние механизмы взаимодействия. Москва считает, что исправлять ситуацию следует «не через микрофон», а «глаза в глаза», - о чем сообщил на открытии переговоров Сергей Лавров. Встреча в МИД России была призвана положить начало поиску позитивных тенденций в двусторонних контактах наших стран, чтобы затем начать исправлять минусы на плюсы. «Рассчитываю провести сегодня откровенный, прямой разговор и вижу его основную задачу в том, чтобы наметить конкретные шаги по оздоровлению наших отношений», - сказал Сергей Лавров. Сотрудничество необходимо в интересах обеих стран, которые входят в пятерку основных членов Совета Безопасности ООН, в международную «Группу 20», даже, придерживаясь разных позиций по многим международным вопросам. Но обсуждать их придется. «Мы к этому готовы на основе равноправия, взаимного уважения и стремления находить обоюдоприемлемые договорённости», - подчеркнул глава МИД России.
Есть две сферы, в которых взаимодействие между Россией и Великобританией идет своим чередом и относительно стабильно – это торгово-экономические отношения и гуманитарные контакты, как в диаспорах, так и по линии культурных обменов обеих стран. Начнем с торгово-экономического направления. Так в 2016 году по данным Федеральной таможенной службы России, товарооборот нашей страны с Великобританией составил 10 375 861 191 долл. США. Россия экспортирует в Соединённое Королевство реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, их части, минеральные продукты, драгоценные металлы и камни, продукцию химической промышленности, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, машины, оборудование, транспортные средства. А также – топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные, руды, шлак и золу, цинк и изделия из него, недрагоценные металлы, металлокерамику, алкогольные и безалкогольные напитки, бумагу, картон.
Импорт британских товаров в Россию говорит о стойкой заинтересованности наших государств в товарообмене. Основные товары, которые Великобритания поставляет в Россию, - средства наземного транспорта, кроме железнодорожного и трамвайного подвижного состава, электрические машины и оборудование, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, фармацевтическую продукцию, алкогольные и безалкогольные напитки и уксус, инструменты и оптические аппараты, медицинское и хирургическое оборудование, изделия из черных металлов и др. Главный вывод по торгово-экономическому направлению взаимодействия сделал Сергей Лавров: «С нашей стороны отметили, что интересам бизнеса и закреплению положительных тенденций в этой сфере способствовало бы скорейшее возобновление деятельности Межправительственного комитета по торговле и инвестициям». Это один из многих двусторонних механизмов взаимодействия.
В области культурных обменов было отмечено успешное проведение перекрестного Года науки и образования в 2017 г. Теперь договорились инициировать проведение в 2019 году перекрестный Год музыки.
В свою очередь Борис Джонсон, комментируя характер встречи, отметил: «На переговорах мы с Сергеем Лавровым не обходили острых вопросов». Это касалось и остальных аспектов двусторонних отношений, и позиций по актуальным проблемам международной повестки дня. Здесь всё было намного сложнее. Отметим, что настрой на переговоры был боевой. Борис Джонсон тщательно подготовился к ним, дав понять, что историю дипломатических контактов от Елизаветы и Ивана IV знает, как день вчерашний. Цитируя исторические примеры, глава Форин Офиса воодушевлялся и даже жестикулировал для большей выразительности. И вот переговоры состоялись, но их оценок в изложении Министра иностранных дел Сергея Лаврова журналисты на пресс-конференции не услышали. «Мы провели переговоры с Министром иностранных дел Великобритании Б.Джонсоном и его делегацией, в ходе которых обсудили широкий спектр как двусторонних, так и международных, региональных вопросов», - сказал Сергей Лавров на встрече с представителями российских и иностранных СМИ. Хотя было сказано, пожалуй, самое главное о состоянии и перспективах двустороннего взаимодействия России и Великобритании. «Накопились проблемы, груз которых тянет нас назад, хотя обе стороны, по-моему, хотят найти пути их преодоления», - подчеркнул Сергей Лавров.
Однако глава МИД России четко определил, что налаживание двусторонних отношений ни в коем случае не будет идти в ущерб национальным интересам нашей страны. «Россия подтвердила, что готова развивать диалог по самому широкому кругу вопросов на основе принципов равноправия, учета и уважения интересов друг друга, - сказал Сергей Лавров. - Мы не приемлем избирательность, навязывание каких-либо условий для того, чтобы решать вопросы, стоящие на нашей повестке дня». Как было отмечено на пресс-конференции, стороны договорились урегулировать вопросы работы дипломатических учреждений России и Великобритании.
Обсудили последствия выхода Великобритании из Евросоюза, поскольку вследствие этого многие договоренности придется адаптировать, чтобы российские компании могли продолжить деятельность в Соединенном Королевстве. В международном блоке вопросов на переговорах в МИД России обсудили проблемы борьбы с международным терроризмом на Ближнем Востоке и Севере Африки. А также политико-дипломатическое урегулирование конфликтов в Йемене, Ливии, Ираке и Сирии. Российская делегация изложила партнерам по переговорам позицию и предпринимаемые действия России по урегулированию сирийского кризиса, в том числе об инициативе созвать национальный Конгресс по примирению в Сирии в Сочи под эгидой ООН. Сергей Лавров, подводя итоги переговорам с Борисом Джонсоном, сказал: «Мне показалось, что сегодняшние переговоры были весьма своевременными. Рассчитываю, что они помогут нормализовать наши отношения во всех перечисленных и других областях».
Несмотря на то, что речь на пресс-конференции шла о серьезных вещах, а английские журналисты пытались обострить свои вопросы, не смущаясь, говоря о якобы «враждебности» России, министры нашли нужный тон и даже шутили. Так на вопрос о доверии друг к другу, Сергей Лавров ответил, что настолько доверяет Борису Джонсону, что готов называть его не Борис, а Борис. «Что касается доверия, то я доверяю Бόрису, - сказал глава МИД России. - Доверяю настолько, что даже готов звать его не Бόрисом, а Бори́сом». Борис Джонсон не остался в долгу и сообщил, что при встрече отдал Сергею Лаврову и свое пальто, и перчатки. И это обещающий жест, в отличие от существовавшего еще недавно, когда степень неприязни выражалась совсем другим эмоциональным порывом – бросить под ноги перчатку. В московских переговорах министров иностранных дел России и Великобритании по нормализации двусторонних отношений между нашими странами минусы начали меняться на плюсы с дружеской и деловой атмосферы. И это добрый знак.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs