Развиваем связи на земле и в воздухе

12:31 21.12.2017 Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»


В начале декабря уходящего 2017 года в Москве, в Национальном Комитете содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА) состоялась организованная его силами Четвёртая международная встреча на тему «Гражданская продукция российских предприятий для нужд силовых структур стран Латинской Америки». В ней приняли участие ведущие компании России и дипломаты латино-карибского региона – послы, военные атташе, советники и торговые представители латиноамериканского дипкорпуса в Москве.

Мероприятие включало в себя круглый стол и презентацию экспонатов уникальной продукции известных у нас и за рубежом предприятий - ООО «Институт спецтехники» (производство бронированных автомобилей), ООО «АЛОКС» (изделия из корундовой керамики), ООО «НПФ «ТЕХИНКОМ» (производство бронежилетов, тактического снаряжения для подразделений силовых ведомств), АО «КОБРА» (производство аппаратуры для защиты от радиоуправляемых взрывных устройств, комплексов мониторинга эфира и мобильных сетей связи), ОАО «НПО АНГСТРЕМ» (современные помехозащищенные средства мобильной связи), ООО «АКСИОМА СВЕТА» (системы нелетального воздействия для защиты наземных и водных объектов), ООО «КАЛАНЧА» (новейшие системы и оборудование для противопожарной защиты), АО «РОСОБОРОНЭКСПОРТ» (охотничье и спортивное снаряжение), ООО «КОРПОРАЦИЯ СПЕЦЗАЩИТА» (современные средства защиты органов дыхания для спецподразделений, а также промышленные респираторы), а также ЗАО НПЦ Фирма «НЕЛК» (средства защиты информации) и ОАО «ГОРИЗОНТ» (технические средства охраны границ и т.д.).

В фойе на первом и втором этажах здания была развернута широкая экспозиция продукции этих предприятий. Гостей выставки приветствовал Председатель НК СЭСЛА Александр Старовойтов. Кроме того, с приветственным словом к участникам обратились Генеральный директор НК СЭСЛА Татьяна Машкова и Заместитель Председателя комитета Торгово-Промышленной Палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов. Вел круглый стол и презентацию Советник НК СЭСЛА Вячеслав Уласик. Международная встреча прошла с большим успехом, вызвав у ее участников огромный интерес.

Спектр показанной малой техники по защите и связи, а также по борьбе с террористами был самый широкий. Что-то из них уже востребовано в странах Латино-Карибской Америки, что-то находится в стадии изучения, а что-то представляет собой новое и неизвестное…

Тему военно-технического и гражданского взаимодействия России и Латинской Америки комментирует доктор экономических наук (ИЛА РАН), профессор Петр Яковлев:

«Российские инновации в военно-технической области, -рассказывает Петр Павлович, - давно представляют особый интерес для латиноамериканцев. Прежде всего, отмечу, что одно из центральных мест в экспорте, скажем,  отечественных высокотехнологичных изделий в Латинскую Америку прочно занимает авиационная техника: вертолеты и авиалайнеры».

 

- Вот об авиационной технике, Петр Павлович, давайте сегодня и поговорим особо и подробнее. Насколько востребована она в ЛКА?

- В настоящее время в латиноамериканских странах используют свыше 400 вертолетов российского производства, выполняющих различные задачи хозяйственного и оборонного значения. Наибольшей популярностью в регионе пользуются машины типа МИ-8/17, парк которых насчитывает порядка 320 единиц. Перспективы дальнейшего продвижения отечественной техники и максимально эффективной эксплуатации уже поставленных машин тесно увязаны с совершенствованием послепродажного обслуживания и расширением функциональных возможностей вертолетов благодаря передовым техническим решениям и с учетом накопленного опыта работы российской вертолетной техники в латиноамериканском регионе.

Именно такая задача стоит перед холдингом «Вертолеты России», который входит в Государственную корпорацию «Ростех», предлагающим заказчикам различные программы модернизации имеющейся в их распоряжении техники. Например, вертолеты в военно-транспортном варианте могут быть оснащены интегрированным цифровым комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, новыми двигателями, модернизированной несущей системой и трансмиссией, оптико-электронной защитой, а также другими современными средствами. Одновременно с модернизацией заказчикам предлагается проведение работ по продлению назначенных ресурсов и сроков службы.

- Насколько мне известно, в ряде стран региона переговоры об обслуживании нашей техники уже велись и ведутся. Что вы скажете на сей счет?

- Могу только подтвердить ваши слова. Проводить работы по послепродажному обслуживанию вертолетов, эксплуатирующихся в странах Латинской Америки, планируется, в частности, на Кубе с использованием производственных мощностей авиаремонтного предприятия «ВПП им. Гагарина» («Empresa Militar Industrial Yuri Gagarin»). С этой целью в сентябре 2016 года холдинг «Вертолеты России» подписал контракт с кубинской стороной на поставку ремонтно-конструкторской документации для освоения капитального ремонта МИ-8МТ и Ми-8МТВ-1. Тем самым, по мнению специалистов, был сделан крупный шаг вперед в деле развития в латиноамериканском регионе системы комплексного обслуживания основных образцов российской вертолетной техники на протяжении всего ее жизненного цикла.

Прочные позиции отечественные вертолетостроители заняли на рынках Мексики и Перу. В этих странах сотрудничество российских предприятий с местными заказчиками поставлено на солидную основу и включает в себя как экспорт машин разных модификаций и оказание послепродажных ремонтных услуг, так и подготовку летного состава. В Мексике «Вертолеты России» уже в течение ряда лет успешно сотрудничают с Министерством национальной обороны и Министерством морского флота по выполнению гарантийного и постгарантийного обслуживания вертолетной техники. В частности, на регулярной основе ремонт проданных в эту страну вертолетов и подготовка мексиканских специалистов осуществляется на Новосибирском авиаремонтном заводе.

 

- В сфере сотрудничества в авиационной сфере у нас ведь были хорошие связи с перуанцами. А как сейчас?

- Совершенно верно. С конца 1970-х годов в Перу было экспортировано более 100 вертолетов отечественного производства, составивших костяк национального парка вертокрылых машин. Крупный контракт стоимостью 528 млн доллоров был подписан по результатам международного тендера в декабре 2013 года. Соглашение предусматривало поставку 24 военно-транспортных вертолетов МИ-171Ш, тренажеров, вспомогательного оборудования, а также подготовку личного состава. Согласно графику, передача техники должна была завершиться в 2015 году, но наложенные на российские предприятия финансово-экономические санкции США едва не сорвали сделку, поскольку Национальный банк Перу приостановил платежи. После напряженных переговоров представителей АО «Рособоронэкспорт» и перуанского министерства обороны выполнение контракта удалось благополучно завершить практически в установленные сроки — последние три вертолета были переданы заказчику в январе 2016 года. При этом в рамках согласованной офсетной программы в Перу на базе бригады армейской авиации Сухопутных войск (Brigada de Aviación del Ejército, BRIGAE) был создан центр по техническому обслуживанию российских вертолетов и смонтирован летный тренажер. Помимо этого, стороны договорились о создании совместного производства комплектующих и запасных частей…

Важным каналом продвижения российской высокотехнологичной продукции на рынки Латинской Америки стало участие АО «Рособоронэкспорт» — единственного государственного посредника при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении всего спектра отечественной продукции военного назначения — в проводимых в странах региона международных выставках вооружений и оборонной техники. Назовем наиболее представительные форумы: бразильская выставка «LAAD Defence & Security», чилийские аэрокосмическая и военно-морская выставки «FIDAE» и «Exponaval», колумбийская «Expodefensa», перуанский салон оборонных технологий «SITDEF».

- И в Мексике ведь тоже проходит аэросалон?

- Если мне не изменяет память, в конце апреля 2017 года наше АО «Рособоронэкспорт» впервые приняло участие в Мексике в работе международного аэрокосмического салона FAMEX-2017. Российская экспозиция включала более 160 высоко зарекомендовавших себя наименований современных вооружений и военной техники. В том числе: сверхманевренный многофункциональный истребитель Су-30МК и фронтовой истребитель МиГ-29М, учебно-боевой самолет Як-130, боевые вертолеты Ми-28НЭ, Ка-52, военно-транспортные вертолеты Ми-17В-5 и Ми-171Ш, транспортно-боевой вертолет Ми-35М, легкий многоцелевой вертолет «Ансат» и тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2. Внимание международных заказчиков привлекли отечественные средства ПВО, в том числе зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1», а также техника, используемая силовыми структурами для борьбы с организованной преступностью, терроризмом и наркомафией: автомобиль многоцелевого назначения «Тигр-М», бронеавтомобиль для перевозки спецподразделений «Горец-М», хорошо известные в латиноамериканском регионе автомобили «Урал», стрелковое и гранатометное оружие.

Кроме того, в Мексике был представлен проект «Комплексная система безопасности», который предлагает интегрированные решения по кибербезопасности, контролю воздушных и прибрежных зон, государственных границ, крупных муниципальных и административных образований и объектов.

Присутствие российских экспортеров на FAMEX-2017 явилось свидетельством последовательной и настойчивой политики АО «Рособоронэкспорт», нацеленной на укрепление позиций в странах Латинской Америки, доля которых в общем объеме внешних поставок продукции военного назначения в период с 2001 по 2017 год превысила 9%...

… Спасибо Петру Павловичу Яковлеву за этот краткий комментарий. Так или иначе, наши эксперты рекомендуют российским производителям инновационной военно-технической продукции, прежде всего, предназначенной для всех форм защиты, смелее и активнее продвигать ее на рынки стран Латино-Карибской Америки. И эта тема еще не раз найдет свое отражение в российских и латиноамериканских средствах массовой информации.

Ключевые слова: Латинская Америка ВТС

Версия для печати