Куда идет БРИКС?

14:12 15.12.2017 Екатерина Арапова, ст.н. сотр. Центра БРИКС Людмила Окунева, профессор, директор Центра БРИКС Института международных исследований МГИМО МИД России


В МГИМО МИД России состоялся круглый стол «БРИКС сегодня: поступательное развитие и новые вызовы в условиях международной нестабильности (к итогам председательства Китая)». Участников и гостей приветствовал директор Института международных исследований (ИМИ) МГИМО А.А.Орлов, указавший на актуальность мероприятия ввиду важности «бриксовского» направления во внешней политике России.

Работа круглого стола была организована в двух секциях.

Перед участниками стояли задачи рассмотреть положение объединения БРИКС на мировой арене, в новой системе координат международных отношений, исследовать итоги председательства Китая в объединении в 2017 г., раскрыть вопросы как экономического сотрудничества между членами «пятерки», так и их участия в находящихся в состоянии трансформации современных общемировых экономических процессах, проанализировать позиции и политику каждой из стран-членов БРИКС по всему спектру мировой повестки.

Открыл заседание секции «БРИКС в мире. О некоторых аспектах геополитики и геоэкономики» чл.-корр. РАН, председатель Президиума Научного совета НКИ БРИКС, научный руководитель Института Латинской Америки РАН В.М.Давыдов, который вписал БРИКС в общую систему международных отношений, указав на нарастание неравномерности развития современного мира. Подчеркнув, что многосторонний формат объединения позитивно влияет на двусторонние отношения стран-участниц, он предложил вместе с тем критический взгляд на некоторые стороны взаимодействия, указал на наличие «слабых звеньев» в «пятерке» членов, обратил внимание на необходимость видеть собственные интересы, которые преследуют страны-участницы. Главный экономист Евразийского банка развития Я.Д.Лисоволик посвятил свое выступление анализу новых концепций взаимодействия стран БРИКС на мировой арене – «БРИКС+» и «»БРИКС++»: расширение региональных партнерств значительно расширяет перспективы укоренения стран БРИКС в международных экономических отношениях, а учитывая, что каждая из стран «пятерки» является как региональным лидером, так и лидером интеграционного союза в «своем» регионе мира, подобное расширение может значительно усилить их роль в переформатировании международной финансовой архитектуры и в управлении мировой экономикой. В формате «БРИКС+» возможно как преодолеть блокирующий пакет в МВФ, так и продвигатьс по пути дедолларизации экономику, и создания альтернативной интеграционной площадки, способной конкурировать с западными аналогами. Торговые аспекты взаимоотношений стран БРИКС внутри и вне объединения были раскрыты старшего научного сотрудника Центра БРИКС Е.Я. Араповой, которая проанализировала ряд новейших тенденций в развитии «внутрибриксовских» торговых связей, показала противоречия между странами-членами, раскрыла как преимущества участия России в торгово-экономических связях, так и имеющиеся препятствия. Тонкости системы регулирования межбанковских отношений в БРИКС были показаны в выступлении доцента МГИМО Н.Г. Хмелевской.

Большой комплекс выступлений второй секции круглого стола был ориентирован на страновой подход, показ деятельности и «политического лица» каждой из стран-участниц объединения. Директор Центра комплексного китаеведения и региональных проектов ИМИ МГИМО А.Д. Воскресенский на примере Китая показал БРИКС как практическую реализацию незападной системы международных отношений. Главное наполнение БРИКС – стремление выравнять уровни развития своих членов через трансрегиональное объединение, уменьшить неравномерности развития. Для РФ подобный подход также актуален в отношении тех стран, которые возлагают надежды на нашу помощь. Докладчик высказал свои соображение по поводу возможного формирования «двойки» Китай-США и отношении к этому РФ. В докладе было также подчеркнуто, что не все интересы членов БРИКС сопрягаются, и серьезной задачей является их взаимоувязка. Китай и его национальные интересы могут стремительно изменить соотношение сил в Азии. Лучшей основой для согласования различных интересов могут стать платформы БРИКС и «БРИКС+».

Советник исполнительного директора НКИ БРИКС В.О.Горбачева посвятила свое выступление анализу итогов китайского председательства в БРИКС, подчеркнув, что его приоритетами стали углубление экономического сотрудничества и поощрение контактов между людьми; Китай сделал ставку на концепт «БРИКС+», посредством которого он стремится придать объединению глобальный масштаб, а слоган «инклюзивность, открытость и взаимовыгодное сотрудничество» стал определяющим в политике Китае на «бриксовском направлении». Китай стремится укрепить «дух БРИКС», консолидировать его, хотя о расширении объединения речи не идет. Политику Китая в Африке в период между председательствами самого Китая и ЮАР (2018 г.) рассмотрела ведущий научный сотрудник Института Африки РАН Т.Л.Дейч, показав наступательный характер проникновения Китая на африканский континент, его роль как крупнейшего торгового партнера стран континента и лидера в оснащении их инфраструктуры (железные дороги, авиасообщение, портовое строительство). Активен Китай и в сфере культурного и гуманитарного сотрудничества с африканскими странами. Вывод докладчика – прошедший в Китае саммит может серьезно укрепить позиции Китая в Африке. Роль, позиции и политика Индии в БРИКС были раскрыты в выступлении профессора МГИМО С.И. Лунева. Он подчеркнул, что для Индии главное в БРИКС – экономическое наполнение взаимодействия. Докладчик показал сложные взаимоотношения внутри «треугольника» США-Индия-Китай: США стремятся к тесному контакту с Китаем, но одновременно стремятся использовать Индию для противостояния Китаю. При общем высоком уровне индийско-американских отношений не наблюдается сближения США-Индия ни по глобальным, ни по региональным вопросам, в то время как между Индией и Россией есть совпадение взглядов в этой проблематике. Муссируемые в СМИ противоречия между Китаем и Индией, несомненно, есть, но в то же время зачастую они преувеличены: анализ голосования обеих стран в ООН по мировой политической повестке показывает, что коренных противоречий между ними нет. Профессор МГИМО Е.М.Астахов указал, что, несмотря на укрепление позиций БРИКС, сохраняются его негативные оценки, в том числе в РФ; между тем в будущем формат может выйти за свои нынешние рамки и пойти по пути конституирования военно-политического союза. Докладчик подчеркнул, что на сегодняшний день РФ не является лидером БРИКС, а может осуществлять лишь интеллектуальное лидерство. Остановившись на роли Бразилии в БРИКС, он констатировал, что страна стремится присутствовать на всех международных площадках и с этих позиций оценивает свое участие в БРИКС. По мнению докладчика, нынешняя нестабильная ситуация внутри страны связана со стремлением внешних сил удалить ее из БРИКС. Тему «Бразилия в БРИКС» продолжила профессор МГИМО, директор Центра БРИКС Л.С.Окунева, которая отметила, что если в «нулевые» годы Бразилия была, наряду с РФ, одним из инициаторов БРИКС и свое членство в нем рассматривала как возможность восхождения на мировой арене, то после глубокого политического кризиса, завершившегося импичментом президента Руссефф, приходом к власти правых консерваторов и переформатирования самого ракурса развития страны, Бразилия превратилась в «слабое звено» объединения. Вместе с тем, подчеркнула докладчик, у Бразилии есть постоянные, традиционные направления ее внешней политики, в числе которых ее участие в БРИКС, и Бразилия от этого не откажется, хотя в настоящее время ее активность на этом тренде может ослабнуть. Позиции ЮАР в БРИКС проанализировал доцент МГИМО А.В.Крыжановский, подчеркнувший, что, хотя связи между РФ и ЮАР развиваются, они оказались осложнены как лоббистской деятельностью конкурентов на южноафриканском рынке, так и обвинениями российских компаний в коррупции, что требует разработки стратегии защиты российских интересов.

Ключевые слова: МИД РФ БРИКС МГИМО

Версия для печати