ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Цифровые технологии – новый источник экономического роста

20:17 13.12.2017 • Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"

Фото: guu.ru

Сегодня международное сообщество находится на пороге четвертой научно-технической революции («Индустрия 4.0»), концепция которой была сформулирована еще в 2011 году президентом Всемирного экономического форума в Давосе Клаусом Швабом. Ее суть состоит в ускоренной интеграции киберфизических систем в заводские процессы, в результате чего значительная часть производства будет проходить без участия человека. Также с «Индустрией 4.0» связаны такие понятия, как «промышленный интернет вещей» и «цифровое предприятие»[1]. Вместе с тем цифровые технологии и внедрение искусственного интеллекта, которые идут бок о бок с четвертой научно-технической революцией, порождают вызовы гуманитарного и экономического характера. В частности, изменение рынка труда, при котором роботы вытеснят с традиционных рабочих мест сотни тысяч человек, может спровоцировать социальный кризис. Кроме того, те страны, которые не успеют вскочить на «поезд Индустрии 4.0» могут оказаться вне мирового промышленного развития, что усилит и без того серьезную дифференциации регионального развития. Так же нельзя забывать и об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) злоумышленниками для совершения киберпреступлений.

По мнению Министра образования и науки России Ольги Васильевой, столь масштабные перемены требуют профессионального диалога экспертов из самых разных областей науки, техники, права и деловых кругов в целях поиска практических решений для деятельности в условиях цифровой экономики.

В Москве на площадке Государственного университета управления (ГУУ) состоялась I-я Международная научно-практическая конференция «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика». В мероприятии приняли участие ведущие эксперты и исследователи проблем цифровой экономики и искусственного интеллекта из академических, образовательных и исследовательских центров России, Китая, Вьетнама, Казахстана и Таджикистана, а также руководители профильных комитетов Государственной Думы РФ и представители бизнеса.  Участники обсудили вызовы нового технологического уклада, основанного на переходе современного общества на цифровую экономику.

Научно-практическая конференция была организована ГУУ по поручению Министерства образования и науки РФ.

В своем обращении к участникам конференции и.о. ректора Иван Лобанов отметил: «Мы живем в эпоху цифровой революции, когда научно-технический прогресс развивается настолько стремительно, что необходимо на системной основе проанализировать роль и возможности искусственного интеллекта как важнейшего фактора усиления научно-образовательной сферы и экономического потенциала России. Мы впервые собираемся в формате события, посвященного обмену опытом и решению задач улучшения качества жизни посредством применения современных достижений цифровой экономики, систем и технологий искусственного интеллекта».

В рамках мероприятия также было зачитано обращение ответственного секретаря Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Посла по особым поручениям МИД России Григория Орджоникидзе, в котором, в частности говорилось, что построение информационного общества – одна из приоритетных задач, которую ставит перед собой ЮНЕСКО. Также в его обращении было отмечено самое активное участие России в работе Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»: «За последние несколько лет в рамках Программы Россия провела целый ряд международных конференций и научных встреч, посвященных развитию информационного общества. Благодаря этой работе впервые в мире были разработаны международные документы, в которых были предложены пути реализации ряда рекомендаций Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, выдвинуты инициативы, направленные на обеспечение всеобщего доступа к информации и знаниям. Рассчитываем, что нынешняя встреча экспертов внесет существенный вклад в развитие и совершенствование политики ЮНЕСКО и Российской Федерации в деле построения информационного общества, продвижения медийно-информационной грамотности, а также позволит развить достигнутые успехи и повысить общественное осознание данных проблем».

Цифровая трансформация мировой экономики

Российский профессор, доктор экономических наук Виктор Кириллов отмечает, что экономический рост большинства стран мира в последние десятилетия замедлился. Это происходит по причине структурных изменений и дисбалансов в мировой экономике в целом. В этой связи актуализировалась проблема поиска принципиально новых источников экономического роста и развития. Такими новыми источниками уже сегодня становятся цифровые технологии и искусственный интеллект.

В. Кириллов рассматривает искусственный интеллект в качестве основополагающего атрибута развития мировой экономики, который, даже если не будет способствовать устранению дисбалансов в мировой экономической системе, то определенно будет способствовать ее самовозрастанию в целом. Ученый считает, что для поддержания конкурентоспособности государства сегодня и в будущем будут очень важны такие факторы, как технологическая готовность, зрелость инновационной системы, лидерство в новейших технологиях и знаниях. 

Для поддержания конкурентоспособности государства сегодня и в будущем будут очень важны такие факторы, как технологическая готовность, зрелость инновационной системы, лидерство в новейших технологиях и знаниях (В. Кириллов)

Однако одна из главных проблем в переходе на цифровую экономику, по мнению доктора экономических наук, профессора ГУУ Евгения Смирнова, заключается в том, что экономическая политика государств крайне медленно адаптируется к новым технологиям. Государства не знают, как быстро решить проблему неравенства доходов, безработицы, регулирования иммиграции и внешней торговли в условиях «цифровизации» экономики.

По мнению В. Кириллова, развитие технологий искусственного интеллекта способно еще в большей степени оказать положительное влияние на экономический рост. Зарубежные эксперты прогнозируют, что на основе внедрения технологий искусственного интеллекта к 2035 году возможно удвоение темпов экономического роста и повышения производительности труда на 40 % в развитых странах. При этом выгоды от применения искусственного интеллекта распределятся неравномерно: так, соответствующий прирост ВВП Китая составит 26 %, Европы – 9 %, развитых стран Азии – 12 %, а в целом по группе развивающихся стран – менее 6 %[2]. 

Таким образом, мы видим, что «цифровизация» мировой экономики хотя и всеохватна, ее эффекты неравнозначны для отдельных стран. Профессор Смирнов считает, что в целом воздействие «цифровизации» на развитие мирового сообщества будет заключаться в положительном воздействии на экономический рост (который станет более инклюзивным). В идеале «цифровизация» также должна способствовать уменьшению социального неравенства[3].

«С одной стороны, «цифровизация» может вести к более полной реализации Целей устойчивого развития ООН и укреплению трех факторов, на которых эти цели базируются: 1) «Улучшение качества жизни; 2) содействие равномерному росту; 3) защита окружающей среды. В то же время, есть характерные барьеры, ограничивающие «цифровизацию» экономики, основные из которых заключаются в отсутствии должного регулирования, ограниченности инноваций и разной восприимчивости к ним отдельных субъектов мирового хозяйства», – отмечает ученый.       

Китай – мировой лидер по темпам цифровизации экономики

Заведующая кафедрой экономики Хэйлунцзянского университета (Китай) Ван Цзинлян рассказала об успехах Китая в вопросах внедрения цифровых технологий в производственные процессы страны и об их влиянии на развитие китайского общества.

По словам эксперта, в течение последних 10 лет Китай занимает лидирующие позиции по темпам развития электронной экономики. Она привела некоторые данные в подтверждение своих слов. В 2005 году розничный товарооборот электронной коммерции Китая составлял 1 % от мирового уровня, тогда как в 2016 году этот показатель превысил 40 %, что в 2 раза превышает уровень США и на много опережает показатели других стран, таких как Франция, Германия, Япония, Великобритания.

Также Ван Цзинлян отметила, что  Китай занимает первое место в мире по инвестициям в цифровые технологии и стратапы. В этой стране наблюдается быстрый рост венчурных инвестиций, которые в основном включают вложения в технологии «больших данных», разработку искусственного интеллекта и финансовые технологии, а также технологии виртуальной реальности, автопилотирование, 3D-печать. С 2014 по 2016 годы их объем составил $ 77 млрд (19 % от мирового объема венчурных инвестиций). Кроме того, Китай занимает первое место в мире по числу пользователей сети Интернет – 731 млн человек, а также по объему мобильных платежей – 150 трлн юаней, что превышает уровень США в 50 раз.

Китай занимает первое место в мире по инвестициям в цифровые технологии и стратапы (Ван Цзинлян)

Развитие искусственного интеллекта провозглашено государственной стратегией Китая. «Супермаркеты, логистика, заводы, столовые без обслуживающего персонала из мифа превратились в реальность, поэтому «Alibaba», «Tencent» и другие интернет-компании будут новыми платформами для инновационного искусственного интеллекта в Китае», – сообщила Ван Цзинлян.

Вместе с тем стоит отметить, что для оценки степени перехода стран к цифровой экономике в последнее время широко используется так называемый «индекс цифровой эволюции» (Digital EvolutionIndex, DEI), показывающий прогресс субъектов мирового хозяйства в области внедрения цифровых технологий. Данный показатель отражает развитие четырех основных параметров: уровня развития инфраструктуры (как физической, так и цифровой), состояние спроса в стране, уровня развития институциональной среды и состояние национальной инновационной системы. Примечательно, что величина индекса  DEI в Китае, (также как и в России) находится на среднем уровне. Наиболее  высокие позиции по данному индексу занимают Норвегия, Швеция и Дания. Вместе с тем развитые европейские государства не показывают столь высокие темпы внедрения цифровых технологий, как, например, Китай, по причине того, что его рынок инноваций начал развиваться относительно недавно по сравнению с развитыми странами.

Российские эксперты поясняют, почему проблема лидерства на мировом рынке искусственного интеллекта для КНР стоит наиболее остро. К 2022 году ожидается замедление темпов роста экономики страны до 5,8 %, так как традиционные драйверы роста постепенно утрачиваются. Сегодня основной рост экономики страны обеспечивают зарубежные инвестиции в инфраструктурные проекты и создание принципиально новых технологий, основанных на искусственном интеллекте. Именно поэтому китайское руководство проводит политику по достижению лидерства в сфере интеллектуальных разработок. 

Ван Цзинлян перечислила несколько факторов, которые способствуют развитию электронной экономики Китая. Наиболее важный из них – активная поддержка китайским правительством развития цифровых технологий. Предоставляются государственные субсидии новым интернет-компаниям. Начиная с 2014 года, в Китае принято полное или частичное освобождение от налогов, предоставление начального капитала и другие меры поддержки. Кроме того, в 2015 году была опубликована концепция «Интернет плюс», в которой представлен детальный план действий в области облачных вычислений и обработки «больших данных», а также внедрение Интернета в обрабатывающую промышленность и пользование потребителем.

Россия на пути к цифровой экономике

По данным Росстата на 2005 год в России около  90 % всех организаций страны  используют для своей деятельности персональные компьютеры. Тем не менее, по мнению ученых Н. Горидько и Р. Нижегородцева, предприятия используют технологические возможности не в полной мере. Например, в 2016 году 88 % организаций от их общего числа использовали сеть Интернет, но лишь 81,8 % из них организовали широкополосный доступ и только 45,9 % организаций имеют свой Веб-сайт. Впрочем, наблюдается положительная тенденция к росту всех показателей.

Также отечественные исследователи отмечают, что в России использование сети Интернет как средства продажи/закупки товаров и услуг юридическими и физическими лицами происходит менее активно по сравнению со многими странами Европы. Лишь 12 % российских предприятий продают товары и услуги через сеть Интернет, и лишь 16 % - покупают (для сравнения, например, в Чехии данные по этим же показателям составляют 24 % и 56 % соответственно). Что касается удельного веса населения России, использующего Интернет для заказов товаров и услуг, то по состоянию на 2016 год лишь 23 % от общей численности населения используют Интернет для этих целей (в Великобритании, например, эта цифра составляет 83 %). 

Согласно анализу, проведенному Институтом стратегических исследований и Высшей школой экономики, среди сдерживающих факторов для покупок населения в Интернете имеют место недостаток навыков для заказа товара, отсутствие доверия к такого рода покупкам, нежелание раскрывать информацию о платежной карте.  

Вместе с тем количественные оценки и расчеты российских экспертов показывают, что общее отставание России от развитых стран по уровню технологического развития не является фатальным с точки зрения овладения новыми технологиями. Внедрение цифровых технологий неизбежно, причем этот сдвиг будет достаточно радикальным и быстрым, но на каком временном горизонте мы способны обеспечить этот процесс – пока что данный вопрос остается открытым. Ответ на него во многом зависит от желаемой парадигмы развития, которую выберет правительство страны[4].

Некоторые отечественные исследователи полагают, что России было бы полезно наладить инновационное сотрудничество с Китаем. Показатели нашей страны по уровню развития ИКТ, доступности широкополосного доступа в Интернет, доступности услуг сотовой связи, а также доступности цен на услуги связи позволяют с уверенностью говорить, что Россия обладает достаточно прочной базой для развития сотрудничества с Китаем[5]. В свою очередь китайский эксперт Ван Цзинлян отмечает, что Россия обладает талантливыми учеными и математиками в области «искусственного интеллекта» и цифровой экономики, а также уже достигла значительных успехов в сфере ИКТ. Эксперт полагает, что ученые и предприниматели из Китая и России могут объединить свои усилия, для того чтобы воспользоваться исторической возможностью развития экономики, основываясь на цифровых технологиях, а также взаимно повысить среднесрочный и долгосрочный потенциал экономического роста Китая и России.



[2] Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: материалы 1-й Международной научно-практической конференции. ГУУ, 2017. С.124.

[3] Там же. С. 232.

[4] Там же. С.79.

[5] Там же. С. 213.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати