Данные соцопросов показывают, что 62% канадцев приветствуют идею более тесного экономического партнёрства с Китаем. Из них 55% выступают за создание зоны свободной торговли между Китаем и Канадой (это на 19% больше, чем в 2014 г.), 76% уверены, что это поможет канадскому бизнесу, 70% - расширит возможности канадской молодёжи для самореализации, 54% - усилит конкурентоспособность Канады (1).
Наверняка всплеску прокитайских настроений способствовали шаги президента США Дональда Трампа по введению экспортной пошлины на канадскую древесину и пиломатериалы, что закончилось бурной полемикой с премьер-министром Канады Джастином Трюдо (2).
Одновременно с этим, 64% канадцев опасаются, что сближение с Пекином усилит экономическое давление последнего на Канаду, 56% - приведёт к наплыву дешевых китайских товаров на канадский рынок. В целом, 51% уверены, что в такой ситуации Китай выиграет больше, чем Канада (1).
Таким образом, в канадском обществе есть запрос как на развитие отношений с Пекином, так и на выверенную и острожную политику в этом направлении. Оттаве придётся придерживаться нюансированного подхода в диалоге с Поднебесной, соблюдая необходимый паритет между нею и США, своим ключевым политическим и экономическим союзником.
Китайская сторона всячески демонстрирует заинтересованность в развитии отношений с Оттавой. В мае 2017 г. Китай посетили министр международной торговли Канады Франсуа-Филипп Шампань и министр финансов Билл Морно (3). Представители Китая подчеркнули, что в отношениях с Канадой хотят наводить мосты, а не воздвигать стены (4).
Приход Китая в Канаду означает начало медленного и не всегда поступательного процесса дистанцирования канадской экономики от рынков США и Южной Америки, утрату этими рынками своей доли в канадской экономике. Наступательная критика Трампом текущего состояния торговли между Вашингтоном и Оттавой показала канадцам хрупкость и нестабильность своих южных экономических рубежей. Компенсировать потенциальные потери от снижения динамики экономических отношений с Вашингтоном Канада сможет только наращиванием темпов сотрудничества с Китаем.
Во избежание экономической зависимости от Китая, Оттава проводит многовекторную политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), опираясь на такие коллективные механизмы сотрудничества, как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (ACEAN), организацию Азиатского Тихоокеанского сотрудничества (АРЕС) и др.
АСЕАN занимает шестую строчку в рейтинге ведущих торговых партнёров Канады, импортировав канадских товаров на $5,2 млрд. (2015 г.). Оттава рассматривает эту организацию как площадку для укрепления своего присутствия в АТР, как механизм налаживания многовекторных контактов с азиатскими государствами, в т.ч., непосредственными соседями Китая – Вьетнамом, Лаосом.
Другим аспектом азиатской политики Оттавы в ближайшем будущем может стать курс на создание экономических региональных структур на основе межгосударственных договоров о торговле и экономическом партнёрстве. По такому маршруту могут пойти отношения с Вьетнамом, Индонезией, Филиппинами, Сингапуром, Индией, Южной Кореей (5).
Кумулятивный торговый эффект такой политики может быть таким же, как и в отношениях с Китаем, особенно если эта политика будет дополнена углублением сотрудничества в рамках АСЕАN (10 государств-участников) и АРЕС (21 государство-участник).
Разворот Канады лицом к Востоку происходит в момент постепенной утраты Соединённым Штатами силовой монополии в Европе и Азии. Ослабление влияния коллективного Запада в АТР не совсем отвечает интересам Канады. Оттава может уравновесить текущее политическое и экономическое влияние Пекина активизацией сотрудничества с Австралией и Новой Зеландией. Такое сотрудничество неизбежно будет более нагружено политикой, чем экономикой.
2) https://ria.ru/economy/20170426/1493121874.html
3) http://russian.mofcom.gov.cn/article/speechheader/201705/20170502567948.shtml
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs