Фото: globalenergyprize.org
Современная энергетическая картина мира претерпевает изменения: наряду с углеводородами все более видное место начинают занимать возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Экономичное потребление и экологичное производство – таков на сегодняшний день девиз мирового топлевно-энергетического комплекса.
В Москве в рамках международного форума по энергоэффективности и развитию энергетики «Российская энергетическая неделя» состоялся VI по счету саммит «Глобальная энергия». Крупнейшие эксперты в области энергетики, экологии и экономики, а также лауреаты премии «Глобальная энергия» из России, ОАЭ, Франции и Исландии собрались для того, чтобы обсудить наиболее серьезные вызовы, стоящие перед человечеством, а также тренды и идеологию развития ТЭК. Тема мероприятия была обозначена как «Формирование синтеза трёх «Э» (экономики, экологии и энергетики) как фактора здоровья планеты Земля: Эпоха углеводородов - открытые возможности для развития новых технологий».
В саммите приняли участие: Аднан Амин, член Международного комитета по присуждению премии «Глобальная энергия», генеральный директор Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA); Борис Каторгин, лауреат премии «Глобальная энергия» (2012), академик РАН, руководитель научно-образовательного центра «Энергофизические системы» при ФГБО УВПО «Московском авиационном институте»; Торстейнн Инги Сигфуссон, лауреат премии «Глобальная энергия» (2007), генеральный директор Инновационного центра Исландии; Доминик Фаш, эксперт премии «Глобальная энергия», руководитель Фонда «София Антиполис», председатель совета директоров Российского технологического фонда (RTF); Игорь Лобовский, президент Ассоциации по развитию международных исследований и проектов в области энергетики «Глобальная энергия»; Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель наблюдательного совета Ассоциации «Глобальная энергия».
На пленарной сессии Международного форума по энергоэффективности и развитию энергетики Президент России В. Путин, говоря о соотношении традиционных и новых видов энергетики, отметил, что углеводороды будут приоритетным источником энергии еще несколько десятков лет. Многие ученые полагают, что до 2030 – 2035 годов такой баланс радикальным образом не изменится. В этой связи президент РСПП Александр Шохин считает, что одна из важнейших задач, стоящая сегодня перед российской энергетикой, – это внедрение технологических инноваций в базовую энергетическую отрасль. Вместе с тем он подчеркнул, что в России развитие традиционной и новой энергетики, основу которой составляют возобновляемые источники энергии, должно идти параллельно, поскольку нужно быть готовыми к любому достаточно резкому изменению баланса в ТЭК.
Очевидно, что 20–30 лет – это совсем небольшой срок с точки зрения исторического развития, и новая энергетическая эра, в первую очередь подразумевающая масштабное использование ВИЭ, буквально «завтра» станет абсолютной реальностью. Однако перед человечеством стоит множество проблем, которые мешают повсеместному внедрению новых форм энергии, и, пожалуй, главная из них – необходимость инвестирования. На сегодняшний день далеко не все развивающиеся страны могут себе позволить технологическую разработку и внедрение ВИЭ.
По мнению генерального директора «IRENA» Аднана Амина, человечеству, которое сегодня сталкивается с такими мегатрендами, как рост населения, потеря биоразнообразия и загрязнение окружающей среды, просто необходима трансформация энергетической парадигмы. Эксперт согласен с тем, что, именно передовые страны являются двигателями в разработке ВИЭ. В частности, многие инновационные работы осуществляются в Германии. Вместе с тем, по словам Аднана Амина, переход на возобновляемые источники энергии становится все более обоснованным экономически, и в течение следующего десятилетия затраты на генерацию солнечной энергии могут снизиться на 60%, а на ветряную энергию – на 35%. «В среднесрочной перспективе значительно улучшится конкурентоспособность ВИЭ, и использование новой энергетики будет доступно не только для передовых держав мира, но и для развивающихся стран», – подчеркнул эксперт.
Кроме того, А. Амин отметил интересную реакцию ближневосточных стран-экспортеров нефти на все возрастающую популярность ВИЭ. Так, в Саудовской Аравии была объявлена инициатива добавить 9,5 ГВт солнечной энергии к действующей энергосистеме страны к 2023 году. Инвестиции буду составлять порядка $ 50 млрд.
Академик Борис Каторгин, директор научно-исследовательского центра «Энергофизические системы» при МАИ, подчеркивая проблему исчерпаемости традиционных видов топлива (газа, нефти, угля), также считает необходимым развивать новые технологии в энергетической отрасли. «В традиционной энергетике прорывных идей очень мало или практически нет, – отметил эксперт. – Необходимо больше внимание уделять космической энергетике, в частности, преобразованию энергии солнца». А. Каторгин обозначил две основные задачи, которые стоят на сегодняшний день в области ВИЭ. Во-первых, повысить КПД солнечных элементов за счет модернизации материалов (КПД современных солнечных батарей в среднем достигает 18 – 20 %). По мнению академика, необходимо разрабатывать новые конструкции так называемых «слоистых сэндвичей» с КПД более 40 %, которые поглощают весь спектр солнечного излучения. Солнце может дать нам в сотни тысяч раз больше энергии, чем мы производим сегодня на Земле, и этим надо пользоваться. Еще одна фундаментальная задача, которую отметил эксперт, – это возможность беспроводной передачи солнечной энергии. Пока проектные разработки подобной передачи энергии ведутся для использования на космических аппаратах, однако А. Каторгин полагает, что они найдут свое применение и в земных условиях.
Стремление уменьшить парниковые выбросы в атмосферу стало одним из главных стимулов разработки новых энергетических технологий. Так, благодаря научному эксперименту Торстейнна Инги Сигфуссона, Исландия еще в начале 2000-х годов взяла курс на «водородное общество» и, по словам ученого, уже через 20 лет эта страна сможет полагаться только на ВИЭ.
Посредством каких конкретных технологических решений идет декарбонизация исландской экономики? Один из примеров – создание особой системы рыбной ловли, при которой вместо нейлоновых сетей используются лазерные лучи. Этот подход приводит к значительному сокращению затрат на топливо и минимизированию углеродного следа. «Такой способ рыбной ловли очень экологичен, и, мы надеемся, что он со временем станет одним из главных в мировом рыболовстве», – сообщил генеральный директор Инновационного центра Исландии Т.И. Сигфуссон. Второе решение, о котором говорил ученый, касается конвертации энергии Гольфстрима при помощи тепловых насосов. Планируется, что уже к 2018 году таким способом будет отапливаться арктический остров Вестманнаэйяр.
На саммите много говорили о необходимости внедрения новых технологий в энергетическую отрасль, однако руководитель Фонда «София Антиполис» Доминик Фаш отметил, что, совершенствуя и усложняя технологии, автоматизируя многие процессы в сфере энергетики, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой информационной безопасности. Что такое «blackout» узнали на собственном опыте многие страны мира, в том числе Велиобритания, Украина и Коста-Рика. «Мы живем в более сложном обществе, особенно в энергетике. Сложность означает уязвимость ТЭК. Мало кто говорит и изучает этот вопрос серьезно. На самом деле, с развитием информационных технологий, мы открываем огромные возможности для террористов. Этот вопрос касается всех стран мира», – подчеркнул эксперт. По словам Д. Фаша, уже сейчас существуют довольно серьезные организации, которые готовы предоставить комплексную защиту информации, и такую защитой в современных реалиях нельзя пренебрегать.
Все участники саммита были едины во мнении, что в энергетической отрасли необходим системный подход, когда одинаково учитываются вопросы защиты окружающей среды, экономического развития, внедрения новых технологий и безопасности.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs