Али Дани является главным редактором «Журналь дю Форкан», франко-арабского периодического медиа-издания, издающегося в Париже и пользующегося широкой популярностью в сообществе франкоязычных мусульман. По просьбе журнала «Международная Жизнь» он дал оценку миграционного кризиса и проблемы распространения терроризма в мусульманской среде. Он также поделился своей оценкой на события в Сирии и программную речь президента США с трибуны последней Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Интервью подготовил и провел журналист Александр Артамонов.
Александр Артамонов. Каков Ваш комментарий по поводу благодарности, выраженной президентом Сирии Башаром Асадом аятолле Ирана Али-Хаменеи?
Али Дани. Разумеется, редакция нашего франко-арабского «Журналь дю Форкан» приветствует последние события в Сирии. Руководству этой страны удалось в одиночестве преодолеть настоящий заговор, направленный против интересов Дамаска. Важно подчеркнуть роль, которую сыграли в борьбе за свободу Сирии Россия и Иран. Со стороны западных государств несколько раз были сформулированы угрозы в адрес сирийского руководства. Можно напомнить хотя бы публичные призывы Франсуа Олланда и Николя Саркози, открыто требовавших нанести бомбовые удары по резиденции Башара Асада. Я также не могу не отметить активную поддержку России, оказанную ее военно-воздушными силами. Сегодня мы видим, что террористы прижаты к стенке и ожидаем окончательного освобождения города Дейр эз-Зора.
А.А. Мы также надеемся на это от имени всех людей, стремящихся к миру. Удивительно также, что американцы открыто оказывают поддержку экстремистам, как это доказали российские вооруженные силы. Хотел бы задать Вам вопрос о мусульманском мире. Недавно на страницах Вашего журнала вышла передовица «Ислам под угрозой». Вы приводите в своей статье слова Пророка Мухаммеда, который говорил, что даже если весь мир ополчится на мусульман, то он все равно не сумеет справиться с ними, пока мусульмане едины. На сегодня существует несколько течений ислама в Европе. Некоторые мусульмане, живущие в ЕС, рассматривают ЕС, как Дар-аль-харб, то есть, согласно исламской богословской терминологии, как «территорию войны». Другие наоборот желают мирного сожительства с христианами. Ваш комментарий?
АД. Сегодня в ЕС проживают 45 миллионов мусульман. Мы расцениваем, что Европа оказала нам прием, то есть это та часть Света, которая приняла нас. Нет смысла рассматривать ЕС, как «Территорию войны», потому что никто не нападает здесь на мусульман. Соответственно, термин Дар-аль-харб не может быть применен к этим обстоятельствам. Кроме того, исламские богословы постановили, что этот термин относится к той эпохе, когда ислам претерпевал экспансию. Теперь мы стабильно проживаем столетиями в заданной политической географии. Поэтому общая рекомендация духовных авторитетов – это интеграция в местный контекст, поиск общих мест между двумя религиями – исламом и христианством. Тем более, что предписания обеих религий одинаковы: сохранять целомудрие, уважать семью, молиться Богу и т.д. Не существует проблем взаимопонимания на высоком религиозном уровне. Ислам не является внешним враждебным Европе агентом.
Но если в некоторых случаях мы и наблюдаем обратное, то это связано с историями отдельных неудачников, не более того. Также речь идет о безработных, которые, как правило, были мелкими уголовниками еще до прибытия в Европу, то есть в странах своего происхождения. Так что для большинства мусульман это не характерно. Мы же пытаемся добиться равновесия и взаимопонимания с местным населением.
АА. История знает много примеров удачного сосуществования двух великих религий. В Западной Европе наиболее интересный пример – это, бесспорно, Андалузский Халифат, создавший самый высокий центр образования за всю историю Средневековья. Возвращаясь к событиям наших дней, последнее публичное выступление Дональда Трампа на Генеральной Ассамблее ООН потрясло мировую общественность теми акцентами, которые позволил себе расставить американский президент. Стоит заметить, что глава французского государства выступил через несколько часов и публично не согласился с новой американской политической линией. Каков Ваш комментарий по этому вопросу?
АД. Это было первое публичное выступление Дональда Трампа с кафедры ООН. В принципе, такие выступления имеют место каждый год. На этой Генеральной Ассамблее было важно увидеть представителей всех стран. К сожалению, СМИ недооценивают все многостороннее значение подобных встреч. Изначально лидеры других государств не до конца понимали, что из себя представляет Трамп. После его речи стало очевидным, что мы имеем дело с неуравновешенным человеком. С другой стороны, не было бы счастья да несчастье помогло. Теперь нам больше не рассказывают сказки о добром Западе, стремящемся к защите прав Человека. В отличие от своих предшественников Трамп не разменивается на лицемерие. Его случай по-своему патологичен. Он угрожал КНДР, Венесуэле, решил заняться ревизионизмом соглашения о мирном атоме с Ираном… Хотя все знают, что невозможно волюнтаристски пересмотреть соглашения, которые, после их ратификации, являются народным волеизъявлением. Господин Макрон – американофил, но даже он не поддержал Трампа. Со своей стороны, я даже не могу понять логику этого человека. Почему мирный атом будет только в руках западного сообщества? С другой стороны, развитие ядерного щита позволило той же Индии избежать нападения на свою территорию. То есть своим жестким поведением Трамп сам подталкивает народы к принятию ответных шагов.
А.А. Спасибо.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs