Либерализация Польшей визового режима с Украиной привела к изменению направления миграционных потоков с востока на запад. В 2013 г. количество работающих в Польше граждан Украины не превышало 400 тыс., в 2016 г. – 1,3 млн. К концу 2017 г. украинские эксперты прогнозируют 2 млн. украинцев в Польше(1).
С января 2017 г. количество разрешений на работу, выданных иностранцам, увеличилось на 40%. Армия безработных на Украине все время пополняется, достигнув показателя в 1,8 млн. человек. Немалая часть из них попытается трудоустроиться в Польше.
Польское направление в структуре трудовой миграции с Украины по популярности обгоняет российское. В Польшу на заработки едут те, кто раньше ездил в Россию. Это связано с завышенными ожиданиями украинского населения от либерализации визового режима с ЕС, которая, впрочем, не даёт права легального трудоустройства. Польша остаётся на сегодня единственной страной-членом ЕС, официально выражающей заинтересованность в увеличении численности украинских работников на рынке труда.
Миграционная политика Польши обусловлена тем, что к 2050 г. польская экономика будет нуждаться в 5 млн. рабочих рук. На фоне миграции польской молодёжи на Запад это может быть серьезным вызовом. Исправить ситуацию Варшава надеется за счёт мигрантов с Украины.
Российские власти количество граждан Украины на территории Российской Федерации оценивали в апреле 2017 г. в 2,3 млн.(2). Это значительно больше, чем в Польше. Из них 1 млн. – выходцы с Донбасса. Таким образом, количество в России украинских граждан из областей, не охваченных гражданской войной, превышает более чем на 1 млн. количество беженцев с Донбасса.
Чем вызваны расхождения в польской и российской статистике по украинским мигрантам? Одна из причин кроется в методике подсчёта. В России многие из тех, кто числился как гражданин Украины в 2014-2016 гг., уже получили российское гражданство и числятся россиянами. Они не учитываются более как прибывшие с Украины.
В Польше же украинцам гражданство предоставляется на общих основаниях, без всякой либерализации, и получить его непросто, принимая во внимание членство Польши в ЕС. Обосновавшиеся в Польше украинцы остаются гражданами Украины, и как таковые учитываются в статистике.
В июле 2017 г. МВД России сообщало о 600 тыс. украинских граждан, ожидающих принятия в гражданство Российской Федерации (3). Это значит, что в скором времени по статистке украинских граждан в России станет на 600 тыс. меньше. Статистика снова изменится в пользу Польши.
Это не означает падения популярности среди украинских мигрантов польского направления. Как указывалось выше, к концу 2017 г. Польшу ожидает миграционный прирост за счёт украинцев. Однако затем возможен некоторый отток мигрантов, когда люди на практике столкнутся с тем, что либерализация визового режима не равноценна безвизовому режиму, а массовая миграция в Польшу приводит к снижению средней зарплаты, в целом, по стране. Снижение оплаты труда мигрантов в Польше имеет место уже сегодня.
Польша заинтересована в украинских работниках, но не в польских гражданах украинского происхождения. Польша остаётся пока моноэтничным государством. Наплыв украинских гастарбайтеров грозит изменить этническую структуру, превратив Польшу в двуэтничное государство.
В силу географического фактора среди украинских мигрантов высок процент выходцев с Западной Украины, наиболее радикализированного региона. В украинской миграции ряд польских политиков усматривают опасность экспорта в Польшу идеологии украинского национализма.
Польше выгодна челночная миграция, но не принятие мигрантами польского гражданства. Польские власти не заинтересованы в изменении электорального ландшафта в стране, а миллионы украинцев его изменят, если станут гражданами Польши.
С их натурализацией украинский национализм станет неотъемлемой частью внутрипольской политической жизни, и польские политики вынуждены будут с этим считаться. Поэтому с высокой долей вероятности можно прогнозировать, что массовых фактов наделения украинских мигрантов польскими паспортам не произойдёт.
Между Польшей и Россией имеет место негласная конкуренция за миграционные потоки. Украина остаётся самым обильным резервуаром потенциальных мигрантов, и этот потенциал необходимо использовать. Несмотря на высокий уровень безработицы, этот резервуар не бездонный, и имеет свои пределы.
Точную численность населения Украины установить сложно. Киев не заинтересован в публикации таких данных. Крым и Донбасс уже не украинские, миллионы граждан находятся на заработках в Европе и России, разрыв между показателями 1991 г. (52 млн. чел.) и 2017 г. слишком разителен. По косвенным подсчетам, сейчас на Украине проживает от 25 до 35 млн.
России необходимо активно привлекать мигрантов с Украины, пока за Украиной сохраняется миграционный потенциал. Существующая госпрограмма по содействию добровольному переселению соотечественников доказала свою эффективность, но ей недостаёт информационного сопровождения, ориентированного как раз на Украину.
Многие украинские граждане о ней никогда не слышали и не подозревают о существовании такого удобного юридического механизма для переезда в Россию на постоянное место жительства. Информационная работа в этом направлении поможет России приобрести множество новых граждан и компенсировать демографические потери.
1) http://kresy.pl/wydarzenia/ukrainski-ekspert-do-konca-tego-roku-w-polsce-beda-juz-2-mln-ukraincow/
2) https://m.youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=dUyaDa7uNzo
3) https://m.kp.ru/online/news/2804806/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs