На острове Русский во Владивостоке открылся третий Восточный экономический форум (ВЭФ). Основная тема ВЭФ - новая экономическая политика на Дальнем Востоке. В рамках ВЭФ пройдет бизнес-диалог Россия-Китай. В преддверии этого события журналу «Международная жизнь» дал интервью вице-президент Торгово-промышленной палаты России Владимир Падалко.
- Владимир Иванович, добрый день! Благодарю Вас за то, что согласились дать интервью. Расскажите, пожалуйста, о экономических и торговых отношениях России и Китая?
- Добрый день! Несмотря на значимые изменения в ткани международных экономических отношений и высокую волатильность на мировых финансовых рынках, КНР с 2010 года остается крупнейшим внешнеторговым партнером России. При этом с удовлетворением отмечаем, что итоги прошлого года во взаимной торговле хоть незначительно, но все же превысили показатели 2015 года. По данным ФТС России, в 2016 году двусторонний товарооборот составил более 66 млрд. долл. США, увеличившись на 3,9% по отношению к показателям предыдущего года. Положительная динамика сохранилась и в первом полугодии текущего года. За отчетный период двусторонний товарооборот вырос до 38,4 млрд. долл. США, увеличившись на 35,4%, при этом экспорт России в Китай вырос до 18,2 млрд. долл. США (+39,5%), а импорт из Китая составил 20,2 млрд. долл. США (+31,9%).
В целях дальнейшего увеличения объемов взаимной торговли и достижения инклюзивного и сбалансированного развития Россия и Китай должны сообща искать новые точки роста, создавать условия для беспрепятственной торговли, которая в свою очередь является одним из основных двигателей экономического роста.
В этом контексте перспективным видится наращивание объемов не сырьевого отечественного экспорта в КНР, в частности продуктов питания. Пекин уделяет вопросам продовольственной безопасности значительное внимание, что связано с демографической динамикой и растущим спросом на качественную пищевую продукцию в крупных городах. Только в Шанхае, где проживает более 30 млн. чел., потребление свинины превышает 2 тыс. тонн в день. При этом более 80% продовольственной продукции завозится извне. В 2012-2016 гг. темпы роста стоимостного объема рынка продовольствия в Китае находились в диапазоне 16%-30%. При сохранении текущей динамики, к 2020 г. годовая емкость отрасли превысит 1,3 трлн. долл. США, что примерно соответствует ВВП России за прошедший год. Имея в виду привлечение новых экспортеров на китайский рынок с 2018 года в Поднебесной будет проходить Международная импортная ярмарка (China International Import Expo). Одновременно власти улучшают деловой климат и условия для торговли и инвестиций со странами Нового Шелкового пути. В частности, на 90% сократилось время таможенного досмотра сельскохозяйственной продукции из Казахстана, ввозимой на китайский рынок.
- Готовы ли российские производители стать поставщиками такой продукции?
- Большинство российских производителей, особенно компании Дальневосточного федерального округа (ДФО) готовы стать надежным поставщиком, но их выход на рынок КНР сдерживается торговыми барьерами. Эта ситуация никому не выгодна, поэтому призываем обратить на нее самое пристальное внимание.
- Что могут предложить предприятия Дальнего Востока китайским потребителям?
- Дальневосточным предприятиям есть, что предложить китайским потребителям и в части не сырьевого экспорта, включая продукцию гражданского машиностроения, химической, фармацевтической, медицинской промышленности, агропромышленного комплекса.
Площадь ДФО превышает 6 млн. кв. км. или 36% от общей территории страны. При этом его население составляет всего 6,6 млн. чел. или 5% от общего числа жителей России. Численность населения Северо-восточного Китая (СВК) - более 121 млн. человек, причем статистика фиксирует уверенный рост платежеспособного спроса среди жителей региона. Эти объективные факторы вкупе с общностью границ предопределяет огромный потенциал в сфере торговли, который необходимо реализовать на внутреннем рынке КНР. Речь идет не только о природных ресурсах ДФО, где добывается 98% российских алмазов, 80% олова, 50% золота, 40% рыбной и морской продукции, а залежи угля, водные и лесные ресурсы составляют треть от общих запасов страны.
Экспортно-ориентированные компании ДФО уже сейчас активно работают на китайском рынке. В последние годы, в частности, высокими темпами растет объем экспорта российского продовольствия из Дальнего Востока в приграничные провинции КНР, в первую очередь за счет предприятий малого и среднего бизнеса. Доля Китая в общем объеме импорта российской продукции АПК достигла 10,8%. Российские товары в данном сегменте, особенно соевые бобы, кукуруза, соевое масло, мед, кондитерское изделие, шоколад, мясо и изделия из него, уже завоевали доверие китайских потребителей. Вместе с тем отечественные компании сталкиваются в своей экспортной деятельности с различными торговыми барьерами, о чем в массовом порядке свидетельствуют обращения в региональные ТПП и представительства федеральной палаты в КНР.
К примеру, актуальной проблемой остаются введенные в 2001 и 2005 гг. ограничения китайских властей на импорт из России мясного сырья и изделий из него, основанием для которых послужили случаи выявления в отдельных регионах России вспышек ящура. При этом с января 2017 года Международное эпизоотическое бюро восстановило статус России как страны, свободной от ящура без вакцинации. В этой связи российские производители мяса и продукции ожидают результатов переговоров Россельхознадзора и Государственного управления КНР по контролю качества, инспекции и карантину, которые должны завершиться снятием временных ограничений. Для ДФО отмена моратория на экспорт мясной продукции в КНР является одной из наиболее приоритетных задач, реализация которой позволила бы подключить к экспортной деятельности большое число региональных торговых и производственных предприятий.
На данный момент реализуется программа по строительству в Приморье крупнейших на Дальнем востоке России свиноводческих комплексов (Мерси Агро Приморье, Русагро) общей суммарной мощностью свыше 150 тысяч голов в год. Их запуск позволит не только покрыть потребности мясопереработки для жителей ДФО, но и поставлять в Китай мясную продукцию в объеме до 50 тысяч тонн в год.
Торговые барьеры распространяются также на соевые шроты, комбикорм и зерновую продукцию. В настоящее время ввоз зерновых культур из РФ в КНР разрешен только для сибирских регионов, в то время как богатые урожаи с пашен Амурской области невозможно экспортировать в Китай. Что еще более важно, на импорт зерновых культур в КНР действует система квотирования. По экспорту кукурузы лимитирующим фактором является именно отсутствие квот или их небольшой размер. Текущие возможности области по экспорту кукурузы составляют 50-60 тысяч тонн, с перспективой увеличения до 300 тыс. тонн год. Фактически в 2016 году экспортировано всего 20 тысяч тонн в связи с исчерпанием квоты у местных закупщиков.
Примечательно, что интерес к продукции отечественного АПК в Китае столь высок, что проблемы с допуском продуктов питания на местный рынок порождают «серые» схемы.
- Какой основной сдерживающий фактор развития торгово-инвестиционного сотрудничества Вы мы могли назвать?
- Сдерживающим фактором развития торгово-инвестиционного сотрудничества является неразвитость приграничной инфраструктуры и имеющихся транспортно-логистических коридоров между ДФО и Северо-Востоком Китая. Расширение транспортного сообщения и формирование комплексной инфраструктурной сети должно решить три актуальных проблемы. В первую очередь должны быть запущены современные консолидационные центры, складские помещения в приграничных районах. Необходимо также в кратчайшие сроки ликвидировать дефицит рефрижераторного подвижного состава и морского флота, наладить сухопутный зерновой коридор «Россия-Китай» на основе Забайкальского терминального комплекса и сети узловых элеваторов. Совместно с китайскими коллегами требуется разработать комплексную программу модернизации всех пунктов пропуска на государственной границе с КНР с тем, чтобы кратно улучшить их пропускную способность.
С учетом изложенного ожидаем, что устранение торговых барьеров во многом будет способствовать решению вопроса с наращиванием инвестиций в экономику ДФО. Как российские, так и зарубежные инвесторы готовы вкладывать деньги в расширение производств и создание новых рабочих мест, если у них есть понимание масштабов рынка сбыта и динамики спроса на производимую продукцию. Таким сигналом для них станет готовность правительства Китая принять конкретные меры для либерализации взаимной торговли.
В этой связи ТПП России приветствует создание Межправительственной Российско-Китайской комиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона Российской Федерации и Северо-Востока КНР как важного инструмента анализа торговой политики и создания условий для активизации торгово-инвестиционных межрегиональных связей. Система Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по приглашению Правительства Российской Федерации примет активное участие в работе первого заседания Комиссии, которое пройдет 8 сентября 2017 года в Хабаровске. Надеемся, что совместными действиями мы сможем как можно скорее достигнуть намеченных целей.
- Спасибо Вам большое, Владимир Иванович, за интересное интервью!
Подготовлено при содействии пресс-службы ТПП РФ
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs