Тема австро-венгерских концлагерей Талергоф и Терезин в годы Первой мировой войны остаётся малоизученной, несмотря на периодические публикации разных авторов, позволяющие пролить свет на историю галицко-русского населения.
103 года назад, 4 сентября 1914 г. возле австрийского города Грац распахнулись ворота концлагеря Талергоф, предназначенного для «перевоспитания» галицких русинов, отказывающихся принять этноним «украинец» взамен привычного для них этнонима «карпаторус» или «русин».
Украинская государственность той поры пыталась утвердиться на австрийских штыках, и слово «украинец» в то время воспринималось многими на Закарпатье, Волыни и Галиции как политический неологизм, указывающий на политические предпочтения его носителя, а не его этническое происхождение (1).
В материалах, описывающих порядки и режим в Талергофе, недостатка нет. В 1920 – 1930-е выжившие узники Талергофа издавали «Талергофский альманах», обильно снабжённый фотоматериалами и свидетельствами очевидцев.
Кроме «Талергофского альманаха» были и другие материалы, причём псевдонимы их авторов иногда указывали на факт их пребывания в Талергофе (2). Произведения эти были разного жанра, от поэзии и мемуаров, до публицистики и художественной литературы (3,4).
Затем, с их уходом из жизни, тема преследования галицких русинов австрийскими властями и их союзниками, украинскими националистами, сходит на «нет».
В середине 1990-х, когда украинский национализм при поддержке официального Киева вооружился воинствующей риторикой, о ней эпизодически вспоминали, чтобы затем вновь благополучно забыть. Хронологически историю нахождения Галицкой Руси во власти иноземных захватчиков можно разделить на следующие этапы:
- период нахождения под властью Польши XIV – конец XVIII вв.;
- период нахождения во власти империи Габсбургов (1772-1914);
- период нахождения в составе Второй Речи Посполитой (1918-1939);
- период нахождения в составе УССР (1939-1991);
- период нахождения в составе независимой Украины (1991 – по настоящее время).
Тема геноцида галицких русинов в 1914 г. находится под бойкотом на протяжении 103 лет, потому что эта тема не обсуждалась ни в Польше, ни в советской Украине, ни, тем более, в постсоветской Украине.
Причиной столь бескомпромиссного молчания является соучастие сразу нескольких стран в массовом уничтожении галицко-русского населения – Австро-Венгрии, Польши и украинских националистов, чья идеология положена в основу государственности современной Украины.
Австрия и Венгрия дистанцируются от темы. Польша придерживается роли жертвы, страдавшей от двух империй – Германской и Российской. Предание огласке фактов причастности поляков к подавлению галицко-русского сознания, вплоть до физического уничтожения его носителей, лишает смысла жертвенный образ Польши.
Похожую позицию занимает Украина, также спекулирующая на теме собственной жертвенности. Между тем, психологический облик украинских националистов времён Первой мировой и их современных наследников одинаков. В нём ярко выражена готовность к насилию над инакомыслием и поиска опоры на внешние силы. Русофобские лозунги современных украинских наци практически полностью копируют лозунги украинских радикалов начала ХХ в.
Актуальность выше указанных фактов из истории Галицкой Руси в период Первой мировой (и не только) очевидна. Необходимо прорвать информационную блокаду и заговор молчания вокруг этой темы зарубежных и, в первую очередь, украинских историков, не гнушаются искажением исторических фактов.
История Галицкой Руси – неотъемлемая часть общерусской истории, и потому требует к себе пристального внимания.
2) http://www.carpatho-russian-almanacs.org/RBO/RBO1923/CRmartyrs23.php
3) http://www.carpatho-russian-almanacs.org/RBO/RBO1918/TermRussian.php
4) http://www.carpatho-russian-almanacs.org/RBO/RBO1918/Refugee18.php
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs