Польская восточная политика, т.е. отношения Польши с бывшими советскими республиками, прежде всего, с Россией, Украиной и Белоруссией, всегда остаётся актуальной темой в польском политическом дискурсе в его практическом и теоретическом измерении.
Традиционно принято польскую внешнюю политику делить на пястовскую и ягеллонскую, по имени королевских династий Пястов и Ягеллонов. Пясты придерживались доктрины натиска на запад, считая немцев большей опасностью, чем Русь. Ягеллоны, вступившие на польский престол в XIV в., проводили натиск на восток, стремясь отколоть от Руси её западные земли, которые Ягеллоны считали восточными землями Польши. Сейчас это территория Украины и Белоруссии.
Пястовской можно назвать политику социалистической Польши (1944-1989). Постсоциалистическая Польша придерживается ярко выраженной ягеллонской политики, направленной на втягивание Украины и Белоруссии в орбиту западного влияния. Правящая партия «Право и справедливость» и её представитель на посту президента Анджей Дуда также проводят жёсткую ягеллонскую политику, внося в неё определённые коррективы с учётом текущей внешнеполитической конъюнктуры.
В связи с визитом делегации Сейма Польши в Белоруссию отношения Минска и Варшавы обсуждаются сейчас в польской прессе особенно оживленно. Польская сторона предложила Минску легализовать ориентирующийся на Варшаву Союз поляков Белоруссии под председательством Анжелики Борыс взамен на признание Польшей лояльного Минску Союза поляков Белоруссии под руководством Мечислава Лысого (1).
В интересах Польши поставить обе польские организации на одинаковый юридический уровень, уровнять их идеологические силы, отойти от ситуации, когда пропольский Союз поляков пребывает в постоянной оппозиции, а Союз поляков, лояльный Минску, считается приближённым к властям.
Ситуация с двумя союзами поляков вызвана непрекращающимися попытками Варшавы сформировать из белорусских поляков внутреннюю оппозицию официальному Минску. Например, доля этнических поляков и пропольских белорусов-католиков среди оппозиционеров достаточно высока.
Следует указать, что подобной практики Варшава придерживается не только в отношении белорусских поляков. Диаспоральная политика Польши на постсоветском пространстве, в целом, направлена на создание оппозиционных движений и повышение их протестного уровня.
Отсюда проистекает разделение белорусских, и не только белорусских поляков на «своих» и «чужих». «Чужими» считаются те, кто предпочитает не вмешиваться в политические конфликты между Варшавой и Минском, и ставит во главу угла продвижение польской культуры, а не политических интересов Польши, как таковых.
Предложение польской делегации взаимно легализовать оба союза поляков продиктовано тем, что в Польше убедились в бесплодности попыток сплотить польское движение в Белоруссии в монолитную структуру с единой политической идеологией.
Слова вице-председателя Сейма Рышарда Терлецкого о болезненности ситуации, т.к. и с одной, и с другой стороны находятся поляки – свидетельство раскола в польской диаспоре Белоруссии. Варшава и Минск, условно говоря, контролируют каждый свою половину, не сумев полностью подчинить диаспору своим интересам, что, впрочем, едва ли возможно.
От политики жёсткого и бескомпромиссного противостояния с официальным Минском Варшава перешла к поиску баланса интересов, демонстрируя готовность, хотя бы на данный момент, к диалогу и сохранению статус-кво (2). В 2016 г. Польша сократила на две трети финансирование ведущего пропольского информресурса Белоруссии – телеканала «Белсат» (3). Уже тогда в экспертной среде появились первые подозрения о намерении Варшавы изменить формат отношений с Минском.
Отношения по линии Варшава – Минск загнаны в границы упомянутой выше польской восточной политики. Демонстрируемая Варшавой готовность к диалогу также подчинена константам этой политики. Она остаётся ягеллонской по своей сути и колеблется между прометеизмом а-ля Пилсудский и народно-демократической идеей а-ля Дмовский, как крайними полюсами этой политики, с перевесом в пользу первого.
Юзеф Пилсудский (1867 – 1935) и Роман Дмовский (1864 – 1939) были политическими оппонентами. Пилсудский продвигал идею прометеизма, мистифицируя образ Польши как Прометея, несущего огонь свободы народам за восточной границей Польши. За этим мифом скрывалась попытка продвинуть влияние Польши далеко на восток, вплоть до согласия с существованием украинской, белорусской и литовской независимости при условии воцарения в этих республиках националистических русофобских режимов.
Дмовский отстаивал идею моноэтничного польского государства, где все национальные меньшинства должны быть ассимилированы, в культурном и религиозном смысле.
Варшава акцент на прометейскую идею делает тогда, когда не может в полной мере осуществить идею Дмовского либо считает существование между Польшей и Россией блока националистических государств более выгодным для себя со стратегической точки зрения. Во втором случае прометеизм переходит в режим пропаганды в этих государствах антироссийских националистических настроений, замаскированных под идеологию национального возрождения.
Минску, настроенному на нормализацию отношений с польским соседом, приходится вынужденно действовать в ограниченном пространстве польской восточной политики, за пределы которой польская дипломатия не выходит. Это значит, до полной нормализации и существенного оздоровления польско-белорусских отношений далеко. Нынешнее потепление или попытки его добиться сродни косметическим процедурам, не затрагивающим суть проблемы.
1) http://znadniemna.pl/24863/ryszard-terlecki-wladzom-bialorusi-zalegalizujcie-zwiazek-a-uznamy-wasz/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs