Указ Президента Украины Петра Порошенко №133/2017 «О введении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» (president.gov.ua) стал весьма неприятным сюрпризом для многих украинских граждан, предпринимателей и бизнес-структур. И не только украинских, но это другая история, главный негативный эффект от этого указа указа испытают на себе граждане и юридические лица с украинским гражданством и регистрацией.
Экономические последствия санкций против IT-кампаний.
Заголовки новостных сообщений обращают внимание на блокирование «ВКонтакте» и «Одноклассников», «Яндекс» и «Mail.ru». А между тем санкции и блокирование вводятся и против «Касперского» и бухгалтерской платформы «1С». Это напрямую касается украинской бизнес-сферы. Антивирус и бухгалтерская платформа – это не только лицензионное и платное программное обеспечение, но и средства обеспечения компьютерной безопасности и финансового учета, контроля и отчетности. Украинский миллионер Евгений Черняк на странице в социальной сети Facebook (не запрещенной на Украине) так прокомментировал санкции, запрет «1С»: «Кто-то подумал о тех предпринимателях, у кого эта программа основная при ведении бизнеса? О затратах на новую программу? Об обучении людей? О времени на это обучение? Или такие мелочи никого не волнуют?!» Ответ очевиден – нет, не волнуют. «1С» используют более 80% предприятий малого и среднего бизнеса. С введением санкций программа работать не перестанет, но обновляться не будет, а значит, перестанет корреспондироваться с украинским налоговым законодательством, изменения в которое вводятся часто. Произойдет возврат к бумажному документообороту между бизнесом и фискальными органами. Государство предпринимателей не предупредило, альтернатива – украинская платформа, по некоторой информации есть, однако, можно себе представить, что случиться с этой платформой, когда на нее будут в течение месяца (налоговый период) переходить почти миллион предприятий. Сомнительно, что новая платформа выдержит такую клиентскую базу («1С» существует и совершенствуется многие годы), будет работать корректно. Вывод - налоговые поступления в казну Украины резко снизятся. Предприниматели посчитают эту ситуацию поводом не платить налоги, фискальные органы начнут выписывать штрафы, пойдут суды. Результат - падение экономики.
Действия, заявленные как санкции, на деле становятся репрессиями профессиональных и социальных групп в стране. Запрещенные социальные сети являются виртуальными площадками для малого бизнеса, как для торговых операций, так и в сфере услуг и рекламе. Представим ситуацию, когда бизнес в сфере торговли лишается торговой площадки, и вынужден искать новую, а значит, каким-то образом привлекать на нее своих потребителей, привыкших к старому месту, а новые потребители эту площадку еще не знают и не доверяют ей. Против кого будут работать эти санкции? Ответ очевиден.
Mail.Ru Group о своей позиции заявила следующее: «Мы сообщаем о драматическом росте трафика самых популярных на территории Украины социальных сетей ВКонтакте и Одноклассники, а также почтового сервиса Mail.Ru, в первой половине сегодняшнего дня. Мы с сожалением восприняли новость о политически мотивированном решении властей Украины запретить использование социальных сетей ВКонтакте, Одноклассники и ресурсов Mail.Ru на территории страны. Это решение ударит прежде всего по самим пользователям – гражданам Украины. Около 25 миллионов жителей Украины общаются на блокируемых платформах со своими друзьями в Украине и во всем мире; теперь они будут лишены этих связей. (…) Поскольку доля украинского бизнеса в структуре выручки Mail.Ru Group незначительна, мы не видим причин для корректировки наших финансовых планов и продолжим активно развиваться на рынке в различных направлениях» (corp.mail.ru)
Социально-психологические последствия санкций.
Самое негативное, что может происходить в эру коммуникативных технологий, это разрушение социальных связей. Кроме того, социальные сети и почтовые сервисы, предоставляющие услуги хранения информации, стали для многих пользователей личным дневником, хранилищем разнообразной личной и деловой информации, виртуальным архивом. Потеря возможности доступа к такому архиву вызывает чувство социального дискомфорта как минимум, как максимум связана с потерей ценной информации. Не думали защитники национальных украинских интересов и о том, что от санкций пострадают в первую очередь те социальные и профессиональные группы, которые привели к власти нынешнюю политическую элиту – айтишники и малый бизнес, которые поддержали в свое время «евроинтеграцию», выходили на майдан, кормили и обогревали майдан, вели и обеспечивали трансляции «революции достоинства» в сети интернет. Под соусом интересов национальной безопасности они получили очередную благодарность от «проевропейской демократической власти», свергнув «диктатора Януковича», они получили ограничения свободы от «демократически избранного» Порошенко.
Политические последствия санкций.
Это главный козырь и обоснование инициаторов санкций. Аргументы «за» введение санкций следующие: «Не является секретом, что и Одноклассники, и Вконтакте, и Mail.ru активно используются в целях: а) пропаганды и контрпропаганды в интересах российских спецслужб; б) вброса дискредитирующей и фейковой информации в отношении Украины, других стран бывшего СССР, ЕС и США; в) как сеть координации действующей и вербовки новой агентуры российской разведки; г) отработки планов мобилизации граждан стран постсоветского пространства и русскоязычной диаспоры в западных странах; д) сбора информации персонального и делового характера об иностранных гражданах, в т.ч. украинцах; е) подготовки и проведения акций террористического характера».
Данные аргументы на своей странице в Facebook привел политолог Тарас Березовец, сотрудничающий с администрацией Порошенко. Он же с удовлетворением отметил позже: «После указа о запрете российских соцсетей и поисковиков акции Яндекса упали на Московской бирже на 3,3%. Это несколько миллионов долларов за один день. И ведь это только начало, там еще mail.ru, Одноклассники и VK обвалятся. Их истеричная реакция показывает, как русским сегодня сделали больно. Россия хотела гибридную войну, она её получила. Расскажите теперь, как все было напрасно». Экономические последствия для Украины эксперта не беспокоят, он говорит об акциях, которые упали. Вот только как упали, так на следующий день, или в течение нескольких поднимутся, а внутренний негативный экономический эффект санкций будет наоборот нарастать.
Политический эффект санкций должен был быть самым сильным. Однако, он оказывается самым слабым и деструктивным. Очевидно, что речь идет о манипуляции общественным сознанием на теме патриотизма, происходит это на фоне продолжающегося падения рейтингов президента Порошенко, не имеет отношения к свободе слова и доступа к информации (за что боролись на «евромайдане»), и к реальной политике – действиям, выводящим страну, экономику и общество из кризиса. Ради политического эффекта власть готова идти на конфликт с обществом, при этом, на конфликт со своей же электоральной базой в лице малого и среднего бизнеса. Возможно, это подготовка к президентским выборам 2019 года, стратегия которых уже как-то оформлена и содержит старые методы под новым соусом. Этот соус – новый патриотизм, противостоящий новой угрозе все еще молодому украинскому государству, а методы – разделение общества на поддерживающих власть и выступающих против, на «своих» и «чужих». Пока малый и средний бизнес будет решать созданные властью проблемы, «патриоты» будут работать в социальных сетях, выступать в теле и радио эфирах, объяснять политическую полезность и целесообразность санкций. Одним словом – создавать патриотический шум. А за этим шумом скроется, но только на время – острейший социальный конфликт разделенного общества.
Нынешняя украинская власть представляет наибольшую опасность для своего же государства и его граждан. С помощью санкций она старается внедрить в общество понимание национальной безопасности, как системы запретов, пытается блокировать, по ее мнению, мобилизационные, культурные и идеологические возможности и ресурсы противников режима. Таким образом, основным эффектом новой санкционной волны становится властный PR. Ведь власть снова «забыла», или не учла множества юридических и технических деталей, среди которых законодательно закрепленный процесс ограничения доступа к сайту (через суд), интернет-провайдеры, по заявлению совладельца компании «Триолан» Владимира Сидоренко, «никакой трафик не анализируют и не блокируют, это как труба, что там идет – мы не знаем». Одним словом – закон есть, юридических и технических инструментов для его исполнения недостаточно. Для выполнения указа Порошенко будет задействована уже много раз испытанная технология, рожденная «революцией достоинства» - блокировку введут с помощью «патриотического» давления активистов на IT-структуры, и без всяких «лишних» юридических процедур.
В очередной раз, когда украинская власть считает, что санкциями, запретами и блокировками она обеспечит национальную безопасность, становится понятно, что стрельба себе в ногу - национальный украинский вид спорта.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs