ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Фашизм и национальные интересы: подмена понятий

15:16 15.05.2017 • Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"

Полицейские задерживают протестующего с флагом ультраправой греческой партии "Народное общество Хриси Авги". Фото: swns.com

«Фашизм как морально-психологический и социально-политический феномен не может быть признан проблемой только исторической, поскольку факт его полного исчезновения или его искоренения констатировать не представляется возможным»[1], – отмечает известный отечественный исследователь Сергей Котов.  С данным тезисом трудно не согласиться. Такие непременные спутники фашизма как ксенофобия, расизм, элитаризм, милитаризм и антисемитизм никуда не исчезли и продолжают свое существование в современном мире.

В настоящее время в Европе действуют многочисленные неонацистские/неофашистские группы, партии и движения. Так, в Бельгии в 2004 году была образована неонацистская организация «Кровь, земля, честь и преданность».  В Норвегии существует Народное движение против миграции во главе с А. Мюрдалем, возникшее в 80-х годах прошлого века. В Венгрии функционирует неонацистская партия «Jobbik», которая поддерживает идеи создания концентрационных лагерей для венгерских цыган[2]. На Украине еще с начала 90-х существует радикально-националистическая партия «Свобода», продвигающая нацистскую идеологию. В Латвии регулярно проходят шествия ветеранов «Ваффен СС». Этот список можно продолжать.

Вместе с тем фашизм,подобно вирусу, постоянно мутирует и приобретает новые формы, подстраиваясь под изменения социально-политической среды. По словам российского ученого Николая Долженко, современный неофашизм трансформируется:уменьшается радикализм, сходит на нет антикоммунизм, возрастает готовность неонацистов к вхождению в политические альянсы и коалиции ради ведения парламентской борьбы[3]. Например, во Франции до 1991 года действовала организация правоэкстремистского толка «Третья Позиция», провозглашавшая своими врагами США, коммунизм и сионизм. Позднее ее руководство в лице Жан-Жилля Маллиаракиса присоединилось к партии Национальный фронт. 

В пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол на тему: «Фашизм XXI века: стратегия, тактика и маскировка». Основой для обсуждения стала книга американского исследователя Мартина Ли «Фашизм: реинкарнация. От генералов Гитлера до современных неонацистов и правых экстремистов», вышедшая в марте 2017 года. В качестве основных спикеров выступили: советник генерального директора МИА "Россия сегодня", член Общественной палаты РФ Вероника Крашенинникова; преподаватель кафедры философии и религиоведения Военного университета Министерства обороны Российской Федерации Виталий Кафтан; профессор РАНХиГС, научный сотрудник кафедры истории Университета им. Фредерика II в Неаполе Джованни Савино; профессор Военного университета Министерства обороны Российской Федерации Михаил Курочко.

В своей книге Мартин Ли подробно описывает средства маскировки «старого» фашизма. «Фашизм идет на цыпочках и называет себя другими именами», – отмечает автор. Ультраправая идеология теперь чаще всего выражается в закодированном стиле. Происходит адаптация современных неофашистов. Постепенно изменяется их язык. В частности, советник генерального директора МИА "Россия сегодня" Вероника Крашенинникова отметила, что в Европе больше не говорят об убийствах евреев. Сейчас их называют Ротшильдами, глобалистами, космополитами, банковским капиталом в противоположность промышленному капиталу. Точно также в США больше нельзя услышать радикальных высказываний об афроамериканцах. Сегодня речь идет о сохранении белой идентичности, и даже о сохранении черной идентичности. Вместе с тем в Соединенных Штатах существует политическое движение правого толка «Альтернативные правые», возникшее в начале 2010-х гг. и завоевавшее широкую популярность в информационном пространстве. Они не имеют институтов, зарегистрированной партии, а больше представляют собой некий клуб активных граждан, которые используют для продвижения своих идей интернет-площадки («Breitbart News», «8chan») и некоторые американские издания (политический журнал «American Renaissance», политическая газета «American Free Press»). «Альтернативные правые» согласно определениям ряда американских СМИ – это широкий фронт ультраправых сил, которые поддерживают элитаризм, белый национализм (стремление в некоторой степени изолироваться от иных расовых групп), а также отвергают идеи глобализма, мультикультурализма, политкорректности и т.д. По словам Крашенинниковой, «Альтернативные правые» первоначально представляли собой весьма узкие маргинальные круги, но с победой Дональда Трампа они пришли к власти. Это произошло ещё и в силу того, что одним из идеологов американских ультраправых является Стивен Бэннон, который сегодня занимает пост советника президента США по идеологии и стратегии.

В свою очередь профессор РАНХиГС, научный сотрудник кафедры истории Университета им. Фредерика II в Неаполе Джованни Савино отметил, что фашисты в Европе есть, и главная проблема – распознать и выявить их. К числу ярких представителей европейских «новых правых» профессор относит члена Европарламента от итальянской партии «Лига Севера» Марио Боргецио, известного своими ультранационалистическими взглядами. Напомним, что Боргецио в свое время одобрил радикальные идеи норвежского террориста Андерса Брейвика, который призывал к необходимости общего сопротивления европейских стран исламизации континента.

Очевидно, что националистические настроения в США и Европе сегодня сильны. Однако профессор Военного университета Министерства обороны Российской Федерации Михаил Курочко призывает различать национальные интересы и то, что вошло в историю под именем нацизма.  «В настоящее время на защитников национальных интересов конкретных народов вешают ярлыки фашистов. И наоборот, те, кто прикрывается национальными идеями, являются настоящими фашистами. Грань довольно тонкая, но необходимо раскрывать феномен фашизма на сущностном уровне», – считает Михаил Курочко. По мнению эксперта, фашистская идеология не ориентируется на объективные смыслы и ценности, а разворачивается в сторону неоязыческих практик, в которых пропагандируется культ силы, власти, превосходства. «Фашизм уничтожает в человеке человеческое, культивируя в нем его самые темные стороны. В основе данного контркультурного явления лежит духовное заболевание, выражающееся в гордыне, тщеславии и превосходстве», – отметил профессор. 

«Фашизм уничтожает в человеке человеческое, культивируя в нем его самые темные стороны. В основе данного контркультурного явления лежит духовное заболевание, выражающееся в гордыне, тщеславии и превосходстве» (М. Курочко)

Отвечая на вопрос корреспондента журнала «Международная жизнь», каковы основные методы борьбы с «вирусом» фашизма, Михаил Курочко ответил: «Человек – сложное существо и необходимо проводить работу по всем направлениям его жизнедеятельности – политическом, социальном, духовном и экономическом. На первое место в качестве средства борьбы я бы поставил просвещение и образование, а на второе – решение социальных проблем и противоречий, ибо фашизм находит питательную среду именно в условиях сложной социальной обстановки».

Действительно нельзя не согласиться с тезисом о том, что неофашизм процветает в той социальной среде, где отсутствует должное воспитание, мораль, а также историческое сознание. В свою очередь преподаватель кафедры философии и религиоведения Военного университета Министерства обороны Российской Федерации Виталий Кафтан уверен, что борьба с фашизмом – это борьба за историю: «Если с точки зрения философии проанализировать механизмы пересмотра истории, то мы увидим, что на смену традиционной концепции истины, при которой истина одна и соответствует подлинному положению вещей, приходит постмодернистская концепция, при которой истина представляется «шведским столом», и мы выбираем ту истину, которая нам нравится. Сегодня пытаются принизить подвиг советского солдата. Замалчиваются жертвы. Происходит эстетизация нацизма. Мне кажется самое главное в борьбе против фашизма – это борьба за нашу историю, за ее сохранение».

Однако просвещение и знание истории – это не единственные средства борьбы с неофашизмом. Нельзя сбрасывать со счетов социальные и экономические условия, в которых пребывает человек.     Так, современные глобализационные процессы провоцируют борьбу народов мира за сохранение национально-культурной самобытности. При опасном культурном и социальном кризисе «здоровый» национализм может легко перерасти в свою крайнюю форму – фашизм, который будет являться ситуативным ответом на кризис идентичности. В частности, в работе исследователя П. Игнацци «Тихая контрреволюция» отмечается, что радикальным националистическим взглядам может способствовать сама обстановка в современной Европе, когда волны миграции стимулируют периодические всплески национализма. Таким образом, в политическую культуру Европы проникают экстремистские настроения и доктрины[4].

В заключение можно привести слова отечественного исследователя Вадима Сахибгоряева, который в своей научной работе «Фашизм как явление и концепция философии культуры» пишет: «Фашизм есть земная модель ада, смоделированная самим человеком»[5]. Поэтому очень важно своевременно выявлять настроения, которые характерны для нацизма, и предотвращать их распространение, дабы не допустить трагедию, которая случилась в середине XX века.



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати