ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Русская карта» президентской гонки во Франции

11:40 18.04.2017 • Игорь Игнатченко, политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации)

Фото теледебатов кандидатов в президенты Франции

Первоначально международная повестка не стояла в списке приоритетных тем в ходе этой предвыборной кампании во Франции. Главными темами, которые продолжают волновать французов сегодня, являются социально-экономические вопросы: проблемы безработицы, доступного жилья, пенсионный возраст, размер пособий и пенсий, проблемы модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики, а также вопросы безопасности, миграционный кризис, национальная идентичность. То есть, международные отношения французов особо сильно не затрагивали, разве что отношения с Европейским союзом является острой темой для всех в свете всех вышеназванных проблем.

Однако через центральные французские масс-медиа в президентскую кампанию во Франции активно вбрасывается тема России и тема «русской угрозы» для Франции. Одним из главных инициаторов выведения темы России на передний план французских дебатов выступает предвыборный штаб кандидата в президенты Франции от движения «Вперед» Эммануэля Макрона. Он уже неоднократно делал различные заявления о том, что «некие русские хакеры взламывают сайт» его движения, а информационные ресурсы России, такие как Russia Today и радио «Sputnik» распространяют о нем «фейковые», ложные новости. Так, в феврале из команды Макрона обвинили телеканал RT и агентство «Sputnik» в распространении ложной информации о кандидате, не представив никаких доказательств.[1]

В штабе Макрона также выдвигали обвинения о причастности России к кибератакам против избирательной кампании кандидата. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал данные утверждения «абсолютно беспочвенными», отметив, что распространение подобных обвинений свидетельствует о «непрофессионализме и русофобии» их авторов.[2]

Недавно Макрон огорошил заявлением о том, что в случае своей победы на выборах сумеет «заставить Путина» уважать его. В интервью изданию «Jeune Afrique» молодой политик заявил, что сможет добиться того, чтобы Путин «относился к нему с уважением» благодаря тому, что он «ничего не должен России».[3] Экс-министр экономики заявил, что в ходе предвыборной кампании имели место «неприемлемые случаи вмешательства», которые, к слову, доказаны не были. Вопрос в другом – как можно «заставить» уважать? Это скрытая угроза?

Французский политик, по его словам, совместно с руководством ФРГ будет постепенно отменять экономические санкции и развивать политическое и экономическое партнерство Евросоюза с Россией в случае «выполнения Россией своих обязательств» по урегулированию конфликтов в Сирии и на Украине. Макрон отметил, что нет никаких причин, чтобы «позволять России действовать в нарушение международного права».[4] Это означает, что он будет еще энергичнее продолжать политику Олланда по отношению к России, то есть, обвинять только Россию в «невыполнении» Минских договоренностей, упуская из виду любую ответственность киевских властей.

Э.Макрон выступает в принципе против любого сближения с Москвой. Так, в марте он призвал «не сближаться с господином Путиным»,[5] заявляя о необходимости «не потворствовать» России в «нарушениях международного права». В ходе первых предвыборных дебатов, транслировавшихся по главному французскому телеканалу TF1, этот кандидат в президенты сделал острое заявление: «У нас долгая история с США. Мы строили мир на планете совместными усилиями. Сегодня я хочу предложить больше независимости. Не сближаться с господином Путиным. Я хочу строить независимость с ответственностью, с настоящей европейской политикой»,[6] — заявил Эммануэль Макрон.

У либерал-социалиста, каковым его считают, Макрона нет никаких пророссийских симпатий. «Я не очарован господином Путиным, я не изображаю из себя его друга»,[7] — заявил этот бывший министр экономики в интервью телеканалу TF1. Ранее он утверждал, «что говорить с Россией — не значит забывать о том, что у нас разные ценности». «Если вы не поняли, то, в отличие от вас, я не хочу идти на сделки с господином Путиным. Если вы не поняли, то, в отличие от вас, я хочу проводить сильную, но ответственную политику»,[8] – говорил Макрон.

Среди всех участников президентской гонки Макрон занимает наиболее жесткую позицию по вопросу воссоединения Крыма с Россией, в отличие от Ле Пен, Меланшона и Фийона, которые в ходе дебатов в той или иной степени высказались за признание права на самоопределение для жителей полуострова. Так, Макрон отметил, что остается неизменным в своей позиции по поводу воссоединения Крыма с Россией. «Я думаю, что в краткосрочной перспективе мы не будем поднимать вопрос Крыма. Но мы должны коллективными усилиями добиться деэскалации. Этого возможно добиться только при условии соблюдения Минских соглашений всеми сторонами конфликта. Я против одностороннего снятия санкций. Я это говорил, когда был еще министром. Я за то, чтобы у Европы был независимый, координированный вместе с Россией подход к этому процессу»,[9] - заявил Макрон. На вопрос, готов ли он признать воссоединения Крыма с Россией «в обмен на что-то», политик ответил, что «это не на повестке дня».

Обвинения в адрес России сыплются от команды Макрона постоянно, это уже больше походит на паранойю и желание забить, запугать Россию в информационном пространстве, и даже Д.Песков вынужден давать официальные комментарии по поводу интриг команды Э.Макрона. Авторы украинских же сайтов на Макрона буквально молятся, связывая с ним надежды на пересмотр отношения Франции к воссоединению Крыма с Россией и к ситуации в ДНР и ЛНР. Это понятно, потому что в случае его прихода к власти во Франции разговор президента Макрона с Россией будет жесткий, даже похлестче, чем это было при Олланде.

Более ярым противником России из всех нынешних кандидатов в президенты Франции является разве что 49-летний победитель праймериз партии социалистов Бенуа Амон, но его шансы в этой президентской гонке минимальны. В конце января Бенуа Амон заявил в интервью радиостанции RTL, что политика в отношении России должна быть более решительной. Затем в недавнем интервью агентству AFP этот кандидат заявил: «Перед нами агрессивный российский империализм. И по отношению к нему нам следует проявлять твердость, а вовсе не снисходительность».[10] Вот так он полемизирует со взглядами на Россию своего соперника за голоса левых избирателей Жан-Люка Меланшона, который, как и Марин Ле Пен, благосклонно относится к России. 5 апреля этот социалист - бывший министр образования во время больших предвыборных дебатов на телеканале BFM TV сообщил о намерении «проводить жесткую политику» в отношении России в случае избрания его президентом Франции: «Я хочу видеть президента-борца, противостоящего (российскому лидеру Владимиру) Путину и России».[11]

Однако не все представители левого фланга во Франции враждебно относятся к России. Ярким исключением является лидер «Непокорившейся Франции» 60-летний Жан-Люк Меланшон, который горячо критикует внешнюю политику Олланда, в том числе российский вектор политики нынешней Пятой республики.

«Поведение Франсуа Олланда совершенно невыносимо. Мы полностью повторяем позицию США. Более того, мы предвосхищаем их пожелания. Такие действия не соответствуют нашим национальным интересам»,[12] – отметил недавно Меланшон. Политику не понравились и угрозы Олланда добиваться передачи виновных в гибели мирных жителей в Сирии в Международный уголовный суд. «Не так нужно действовать, если вы хотите добиться мира. В особенности не нужно угрожать российским властям Международным уголовным судом», – считает собеседник журналистов. В целом, по его мнению, Олланд на данном этапе должен считаться «посмешищем всей Вселенной» и «маленьким ретранслятором» голоса США.[13]

До этого евродепутат, кандидат в президенты Франции Жан-Люк Меланшон отказался подписывать антироссийскую резолюцию по поводу ситуации вокруг сирийского города Алеппо. Объясняя мотивы своего голосования против резолюции с осуждением действий России в Сирии на сессии Европарламента 3-6 октября 2016 г., он, в частности, заявил: «Совместная резолюция Европарламента по Сирии… также содержит предлог, чтобы призвать только Россию и режим Асада прекратить все нападения, нацеленные на гражданское население и гражданскую инфраструктуру… Инициаторы резолюции забывают сказать, что за этими гражданскими объектами скрываются всегда, и в данном случае в Алеппо, джихадистские войска, в частности «Фронт ан-Нусра», сирийское подразделение «Аль-Каиды». Эта группировка ответственна за убийства в течение нескольких месяцев тысяч мирных жителей Сирии. Она представляет собой террористическую организацию, которую США, монархии Персидского залива, Турция, а также Франция в лице Франсуа Олланда постоянно подпитывают в ущерб миру в Сирии в течение многих лет. В резолюции также намеренно забыто упоминание о бомбардировках, предпринятых США и Францией в те же дни в иракском городе Мосул с 1,2 миллионами жителей. Большинство из них составляют беззащитные гражданские лица, не имеющих никаких средств спасения. Я голосовал против принятия этой резолюции, но поддержал гораздо более сбалансированную резолюцию, представленную группой «Европейские объединенные левые/Лево-зеленые Севера», к которой я принадлежу в Европарламенте»,[14] - резюмировал он.

Крайне левый кандидат Жан-Люк Меланшон регулярно выражает поддержку России. Во влиятельной газете «Le Monde» даже появилась статья под броским названием «Фийон и Меланшон – союзники России».[15] В феврале 2016 года в ходе телевизионного политического ток-шоу на канале «France 2» «Не спим», в котором обсуждалась роль России в сирийском конфликте, кандидат от «Непокорной Франции» одобрил действия России в Сирии. По его мнению, Путин «решит проблему «Исламского государства». На вопрос о его поддержке «российских бомбардировок» в Сирии Жан-Люк Меланшон подчеркнул исходную ошибку американского вмешательства в Ираке, которое «дестабилизировало весь регион».[16] Тут надо заметить, что левый радикал традиционно критикует ориентацию французской внешней политики на США, так называемый евроатлантизм.

Меланшон уточнил свою позицию: «Я выступаю за ликвидацию «Исламского государства» и победу курдов ради стабильности в регионе». В ответ на очередное заявление о том, что российские удары направлены лишь на одну оппозицию Асаду, он не сдержался: «Неправда, именно россияне обрубили каналы контрабанды нефти «Исламского государства» через Турцию. Именно они стали целью ударов. Поэтому я поздравляю Россию с успешным уничтожением этих каналов, которое поможет задушить «Исламское государство» (террористическая организация; запрещена в РФ – ред.). Эти задачи были подтверждены как публикацией в «Le Monde» («Россия наносит удары по нефтяным резервам», ноябрь 2015 г.), так и нынешним положением «Исламского государства» в Сирии. Затем Меланшон дал ответ насчет понятия «повстанцы», которым без разбора называют все действующие против сирийского режима движения, несмотря на проникновение в их ряды исламистских боевиков: «Когда видишь, что «Аль-Каида» — наш враг в Афганистане, но становится союзником в Сирии, это настоящий абсурд. Нужно навести порядок, а порядок подразумевает ликвидацию «Исламского государства».

В эфире программы «Испытание истиной» на Public Sénat 11 октября 2016 г. евродепутату задали вопрос о кризисе в отношениях Москвы и Парижа после того, как Франсуа Олланд решил не встречаться с Владимиром Путиным. «Я совершенно не согласен с тем, что он (Олланд) делает, это полностью противоречит интересам Франции, — заявил Меланшон. — Мы полностью равняемся на интересы США, что совершенно не соответствует интересам Франции». Когда дискуссия коснулась угрозы Франсуа Олланда возбудить в Международном уголовном суде дело по военным преступлениям России в Алеппо, Меланшон ответил: «Все это треп. Идет война…». Всего через несколько минут Меланшон сказал: «Саудовские бомбардировки в Йемене чудовищны, любые бомбардировки чудовищны… Тем не менее, идет война, и обе стороны хотят победить. Посмотрим, какие вопросы вы будете задавать гостям через несколько дней, когда мы начнем бомбардировки Мосула. Вы наверняка посчитаете их «божественными» и «освободительными». Вы знаете, что там есть французы, что они занимаются артиллерией? Что все тогда скажут?». В заключение он вновь подчеркнул свою позицию: «Война — это война. Она чудовищна. Именно поэтому нужна всеобщая коалиция, которая объединила бы все стороны конфликта, чтобы покончить с движениями политического исламизма».[17]

В 2014 году на фоне политического кризиса на Украине Жан-Люк Меланшон выступал против любых ответных экономических мер международного сообщества в адрес России: «Крымские порты жизненно важны для безопасности России, и поэтому было совершенно понятно, что россияне не станут сидеть, сложа руки. Они принимают меры защиты против авантюристской путчистской власти, в которой, что крайне прискорбно, пользуются влиянием неонацисты».

Другой кандидат в президенты Франции, представитель правых «Республиканцев», бывший премьер-министр и член Валдайского клуба Франсуа Фийон в последнее время занимает довольно противоречивую позицию по отношению к России. В период праймериз «Республиканцев» в конце прошлого года Фийон назвал абсурдной политику Олланда в отношении России, поскольку она подталкивает Москву к ожесточению и изоляции, а с крупнейшей в мире страной, ядерной державой, по его мнению, необходимо считаться. Политик подчеркнул, что, став президентом, он будет добиваться того, чтобы Франция строила собственную независимую политику, не подстраиваясь под интересы ни Вашингтона, ни Москвы.

В 2015 году Франсуа Фийон поддержал российскую военную кампанию в Сирии. «Мы должны радоваться тому, что Россия вмешалась. В противном случае «Исламское государство» было бы еще сильнее»,[18] -  объяснял правый кандидат в интервью изданию «Valeurs actuelles». Фийон также указывал, что бороться с терроризмом нужно совместно с Россией, а Франция вместо этого «снабжала оружием группировки, которые, как позже выяснилось, являются экстремистскими». В начале этого года он отметил на митинге в городе Компьень: «России я предлагаю, прямо и решительно, новое сотрудничество, предлагаю окончить холодную войну, которая разделяет европейский континент, и вместе нанести поражение "Исламскому государству"».

Ранее этот кандидат от партии «Республиканцы» раскритиковал Запад за непоследовательность в отношении присоединения Крыма к России. Фийон сравнил это с предоставлением независимости Косово, заявив, что «мы сами изменяли границы», и напомнил о праве народов «самостоятельно распоряжаться своей судьбой».

Однако под воздействием связанного с ним коррупционного скандала, Фийон скорректировал свои высказывания по отношению к России в более негативном плане. «Вне зависимости от российского лидера это самая большая в мире по площади страна… и она опасна, потому что у нее много ядерного оружия», — заявил он. «Россия – недемократическая страна с нестабильным и опасным режимом»,[19] – именно так охарактеризовал нашу страну Фийон в недавнем эфире на телеканале «France 2».

Самую благожелательную позицию по отношению к России по сирийскому вопросу заняла сегодня кандидат в президенты Франции, лидер партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен. Недавно она заявила в интервью американской телекомпании CBS, что «российской угрозы» не существует, и все заявления о, якобы, угрозе со стороны России, которые часто звучат со стороны западных политиков, являются мошенничеством: «Я вам скажу, что представляет опасность для Европы. Это ведение холодной войны против России и подталкивание России в руки Китая. Вот это угроза».[20] Наоборот, Марин Ле Пен заявила, что желание сотрудничать с Россией является нормальным явлением: «Русские — это великий европейский народ на востоке континента. Со времен Петра Великого они всегда выражали желание участвовать в сообществе европейских народов. Поэтому желание сотрудничать с ними — что-то нормальное»,[21] - отметила Марин. «Франция находится в противоположном конце континента. С Россией у нас нет никаких исторических споров. Таким образом, мы должны наладить с ней отношения так, чтобы все народы Европы могли вместе, сообща, смотреть в спокойное и благополучное будущее»,[22] — заключила Ле Пен.

Кроме того, Марин Ле Пен заявила, что Крым был возвращен России по воле его жителей: «Крым был присоединен к Украине только в 1954 году односторонним решением Никиты Хрущева и без консультации с заинтересованным населением. Между тем две трети жителей заявляют, что они русские. Поэтому когда их спросили о мнении, вполне естественно, выразили желание присоединиться к России», — сказала Ле Пен в интервью польскому изданию «Rzeczpospolita». «В прошлом веке Европа слишком много страдала из-за пограничных споров, чтобы снова подстрекать народы друг против друга в их собственных делах. Поэтому если возникает проблема границ, давайте спросим, кто заинтересован»,[23] — добавила Ле Пен.

России десятилетиями было сложно вести дела с левыми силами во главе Франции, а с правыми было гораздо удобнее. Начиная с XIX века, французские левые считают, будто «Россией правит тирания и авторитаризм». И такое их отношение не поменялось и в XXI веке. Тут легко можно сравнить франко-российские отношения при правом президенте Саркози и при левом президенте Олланде. Совершенно очевидно, что с Саркози было проще найти общий язык.



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати