ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Доктрина Трумэна»: 70 лет спустя

19:03 20.03.2017 • Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"

Фото: thevoiceofnation.com

12 Марта 1947 года американский президент Гарри Трумэн выступил перед конгрессом США со своей знаменитой программной речью, в которой он обрисовал основу американской внешней политики на несколько десятилетий вперед. По мнению российских историков и политологов, многие аспекты «Доктрины Трумэна» сохраняют свою актуальность и сегодня.

В рамках мультимедийного проекта "Лекторий на Зубовском" прошла лекция на тему: "Доктрина Трумэна: 70 лет спустя". В качестве докладчика выступила первый проректор по учебной работе Дипломатической академии МИД России, доктор исторических наук, профессор Татьяна Закаурцева.

Исторический контекст

В своем выступлении Т. Закаурцева подчеркнула, что речь Трумэна нельзя рассматривать в отрыве от той обстановки, которая сложилась в мире к середине XX века. Закончилась Вторая мировая война. Европейские государства, многие из которых понесли серьезные людские и экономические потери, находились в тяжелом положении и нуждались во внешней помощи. Однако послевоенная экономика США практически не пострадала и даже во многом выиграла за счет предоставления своим союзникам ленд-лиза.

Общая идея англосаксонского единства продолжала сохраняться во внешнеполитической риторике США, однако речь теперь шла о том, что нужно сплачивать весь западный мир

Еще одной характерной чертой послевоенного времени было нагнетание атмосферы «холодной войны». «Не последнюю роль в этом сыграла работа западных СМИ. Идея опасноговрага, против которого следует объединиться, была очень популярна, и СССР невольно предложил себя в качестве такого противника», – отметила профессор. В 1946 году Уинстон Черчилль выступил со своей знаменитой Фултонской речью, где он впервые обозначил задачу сплочения сил Запада против авторитарной угрозы с Востока, которая, с его точки зрения, совершенно противоречила демократическим традициям тех же Соединенных Штатов и Великобритании. Тем не менее, по словам профессора, администрация Г. Трумэна не готова была ограничиваться лишь союзом с Лондоном, так как американцам было понятно, что Британия экономически ослабла, утратила свои прежние колониальные ресурсы и возможности. «Общая идея англосаксонского единства продолжала сохраняться во внешнеполитической риторике США, однако речь теперь шла о том, что нужно сплачивать весь западный мир. Одного англосаксонского союза, очевидно, было мало», – рассказала Т. Закаурцева.

Большой дубинкой периода Трумэна было ядерное оружие, которое создавало иллюзию всевластия, всесильности

 Кроме того, эксперт отметила еще один немаловажный аспект доктрины: США к концу Второй мировой войны вышли на совершенно новый уровень по военному потенциалу, так как стали единственными на тот период обладателями ядерного оружия, показательно испытанного в Хиросиме и Нагасаки. Т. Закаурцева напомнила, что на заре XX векаТеодор Рузвельт, пытаясь сформулировать принципы американской внешней политики, очень любил повторять вслед за немецкими политиками слоган: «железная рука в бархатной перчатке». Этот принцип означал следующее: говорить со своими соперниками мягко, но держа при этом за спиной большую дубинку. «Вот этой большой дубинкой периода Трумэна было ядерное оружие, которое создавало иллюзию всевластия, всесильности», – отметила эксперт.

Ядерный удар по Хиросиме. Фото: korrespondent.net

 

Суть доктрины

По мнению Т. Закаурцевой, «Доктрина Трумэна» по большому счету была продолжением того, что было уже обозначено в Фултоне Черчиллем: идея борьбы демократии с авторитаризмом – со злом, против которого «силы добра» должны объединиться и выступить единым фронтом. В своей речи Трумэн упомянул страны Восточной Европы (Польшу, Румынию и Болгарию), которые были названы главными жертвами сталинского тоталитаризма. Американский президент призывал Запад предпринять определенные шаги в сторону защиты демократических государств. В частности, в речи Трумэна было сказано: «Соединенные Штаты должны поддерживать свободные народы, которые сопротивляются агрессии вооруженного меньшинства или внешнему давлению. Я полагаю, что мы должны помочь в освобождении народов, чтобы они сами могли решать свою собственную судьбу. Я полагаю, что наша помощь должна быть, прежде всего, экономической и финансовой, такой, которая приведет к экономической стабильности и таким образом окажет свое влияние на политические процессы»[1].

«Доктрина Трумэна» по большому счету была продолжением того, что было уже обозначено в Фултоне Черчиллем

Также напомним, что одним из аспектов речи президента было предоставление финансовой и экономической помощи Греции и Турции в размере 400 млн долларов. В дополнение к денежной помощи Трумэн попросил разрешение у Конгресса США отправить американский гражданский и военный персонал в эти страны, чтобы помочь в решении задач государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи. 

По мнению профессора, в основу «Доктрину Трумэна» прежде всего была положена идея защиты. «Трумэн создал себе образ бойца на белом коне и в золотых латах, который сражается и поражает авторитарную гидру, способную разрушить благолепие, восторг и успех победы», – отметила Т. Закаурцева. Эксперт увидела в речи американского президента некую отсылку к известному образу дядюшки Сэма – сухопарого старика, охраняющего республики: «Вот есть некий влиятельный политик, готовый распахнуть зонтик над беззащитными государствами, которые он считает обиженными или недостаточно сильными. В речи президента постоянно присутствовало – мы должны вступиться, мы должны отстоять».

Второй важный элемент доктрины – наличие сильной армии. По словам профессора, американцы довольно долго существовали в условиях, когда армии не было вообще. Однако, когда стало понятно, что границы по обе стороны океанов – весьма сомнительная защита, понадобились мощные вооруженные силы, причем такие, которые будут защищать не только свою страну, но и интересы тех самых «обиженных» стран. «Это была доктрина, которая привела к началу большой гонки вооружений. С 1950 года американские военные расходы не только не уменьшились со времени Второй мировой войны, но даже увеличились», – отметила эксперт. Сегодня мы видим, что новый американский президент Д. Трамп вновь обратился к модернизации вооруженных сил США.  

Это была доктрина, которая привела к началу большой гонки вооружений

Также Т. Закаурцева выделила и такую особенность программной речи Трумэна, как продвижение ценностей. «Помимо демократии и свободы, должны были появится некие ценности, которые объединяют западный мир. На вооружение были взяты христианские ценности, затрагивающие этическую сторону жизни народов. Например, американцы поддержали идею осуждения холокоста и геноцида», - рассказала эксперт.

Реакция СССР

По словам Т. Закаурцевой, в 1946 году Москва еще надеялась на определенные возможности сотрудничества с американцами. СССР не сразу отреагировал жестко и резко на речь Трумэна, хотя, конечно, осуждение доктрины было. В ведущей газете «Правда» были опубликованы статьи, которые осуждали агрессивную позицию США.

После окончания Второй мировой войны США не воспринимались в СССР как главный соперник и противник. Эксперт отметила, что внешнеполитическое ведомство нашей страны прекрасно анализировало события – наше союзничество с Великобританией и США было временным, возможно, даже вынужденным. Здесь стоит упомянуть слова Трумэна, сказанные в разгар Второй мировой войны: «Если мы увидим, что войну выигрывает Германия, нам следует помогать России, если будет выигрывать Россия, нам следует помогать Германии, и пусть они как можно больше убивают друг друга, хотя мне не хочется ни при каких условиях видеть Гитлера в победителях»[2]. Тем не менее, по словам профессора, советское руководство соблюдало определенный этикет – если вы объявляетесь союзниками, значит вы должны относиться друг другу, по крайней мере, внешне, достаточно доброжелательно. Кроме того, Советский союз еще какое-то время рассчитывал на получение кредитов на восстановление. Однако в 1948 году, когда был принят план Маршалла, стало понятно – никакой финансовой помощи от Запада Советский Союз не получит. Для советского руководства стало очевидно, что необходимо опираться на собственные силы, искать внутренние резервы. «Только с 1950 – 1951 года США были объявлены противником, который стремится помешать установлению социализма во всем мире.

***

Т. Закаурцева считает, что очень многие тезисы из «Доктрины Трумэна» достаточно живучи, они вполне приемлемы для американских политиков сегодняшнего дня. В этом смысле очевидно встраивание доктрины в единое движение американской внешнеполитической мысли: позиционирование США как мирового лидера, защищающего уязвимые государства, продвигающего американские ценности, и всё это при наличии мощной армии.  «Конечно, нельзя делать прямые аналогии с историческими событиями прошлого, политическая риторика США сегодня несколько изменилась, и используется иная терминология (мирное урегулирование, толерантность и т.д.). Однако никуда не уйти от преемственности. Сегодня мы видим, как очень легко создается негативный имидж вокруг нашей страны, который подхватывается во многих странах. Кроме того, было бы неправильным говорить, что новый американский президент Д. Трамп  мог бы предложить какие-то революционные идеи», – отметила эксперт.

В конце своего выступления профессор отметила, что нельзя быть заложником идеологии. Как показала история развития советско-американских отношений, чрезмерная идеологическая индоктринация ведет к конфронтации.

 


[2] New York Times, 24.06.1941

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати