ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Сторонники независимой Шотландии ищут поддержки у Берлина

13:15 17.03.2017 • Владислав Гулевич, журналист-международник

После того, как 23 июня 2016 г. британцы на референдуме высказались за выход из  Европейского Союза (Brexit), Шотландия стремится к активизации отношений с Германией, к которой переходит роль экономического и политического лидера всей Европы.

В интересах Берлина обеспечить плавный выход Великобритании из ЕС. Слабым пунктом здесь остаётся граница между входящей в состав Соединённого Королевства Северной Ирландией и, собственно, Ирландией. Некоторые немецкие эксперты откровенно раскрывают цели Берлина – использовать шотландский сепаратизм и стремление к объединению двух Ирландий для давления на Лондон (1).

62% шотландцев и 55,8 % северных ирландцев высказываются за членство в ЕС. Чем ближе Великобритания к выходу из ЕС, тем сильнее напряжение в обществе в этих двух регионах. Идеальным сценарием, к которому стремится Берлин, был бы уход Великобритании, но без Шотландии и Северной Ирландии.

Глава Комитета Бундестага по вопросам ЕС Гюнтер Крихбаум в 2016 г. сказал, что даже после прекращения членства Великобритании в ЕС союз всё равно будет состоять из 28 стран благодаря независимой Шотландии, которая может к тому моменту появиться на карте мира.

Сегодня процент сторонников отделения от Великобритании в Шотландии высок как никогда – 46%, что в два раза больше, чем в 2012 г., но недостаточно для получения независимости. Шотландские власти высказываются за проведение референдума о независимости в 2018 или 2019 г., когда Великобритания окончательно оформит свой выход из ЕС (2). Проводить референдум сейчас нежелательно, идея независимости ещё не так сильна в умах шотландцев.

Эдинбург выстраивает экономические отношения с Германией параллельно немецко-британским контактам. На прошлой неделе с визитом в Берлине и Гамбурге побывал министр экономики Шотландии Кейт Браун, где обсудил перспективы германо-шотландского сотрудничества и открытия в Берлине шотландского инновационно-инвестиционного центра.

В ближайшее время с ответным визитом в Эдинбург прибудет германская делегация во главе с министром продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Баварии Ильзе Айгнер (1). Сближение Эдинбурга и Берлина позволит последнему сохранить своё политическое и экономическое влияние на Туманном Альбионе.

Не теряет своей щепетильности вопрос пограничного режима между Ирландией и Северной Ирландией, находящейся в составе Великобритании. Сейчас там действует довольно либеральный пропускной режим, правила которого регулируются соглашением от 1923 г. (Common Travel Area). Если Великобритания покинет ЕС, эта граница станет внешней границей Европейского Союза, привлекая внимание нелегальных мигрантов и т.п.

В Великобритании проживают около 3 млн. мусульман, не все из которых интегрированы в британское общество. Как эта часть населения воспримет прекращение членства Лондона в ЕС, в т.ч., экономические нюансы этого процесса, пока неясно.

Поэтому сохраняется гипотетический риск увеличения количества мигрантов, желающих попасть в ЕС через ирландскую границу.  Об этой проблеме Берлин тоже задумывается, как и о том, что делать с 900 тысячами граждан Соединённого Королевства, из которых далеко не все имеют европейское происхождение, проживающим в ЕС на постоянной основе.

Независимость Шотландии и прогерманская Ирландия – к этому немецкая геополитика стремится уже давно, периодически снижая активность на этом направлении, как это было в период полного членства Лондона в ЕС, то, напротив, наращивая динамику отношений с Эдинбургом и Дублином, как мы это видим сейчас.

Находясь в ЕС, Великобритания волей-неволей должна была учитывать мнение Берлина по тем или иным экономическим и внешнеполитическим вопросам. Выйдя из ЕС, Лондон получает свободу действий, не ограничиваемую предписаниями Брюсселя и Берлина, как самого влиятельного государства-члена союза.

Германии не выгодно с геополитической точки зрения оставлять Лондон без контроля. Учитывая намерение последнего покинуть ЕС, Берлину необходимы иные рычаги влияния в этом уголке англосаксонского мира, и лучшим выходом остаётся поддержка центробежных тенденций в Шотландии и Северной Ирландии.

Без этого Великобритания будет геополитическим конкурентом Германии, для влияния на который у Берлина не будет необходимых рычагов. Выход Великобритании из ЕС может привести к двухполюсной Европе, где два влиятельных игрока, Берлин и Лондон, будут определять контуры европейской политики. Поддерживая Эдинбург и Белфаст, Берлин делает ход конём. 

 

1) http://www.german-foreign-policy.com/de/fulltext/59562

2) http://www.independent.co.uk/news/uk/politics/scottish-independence-support-highest-ever-levels-referendum-nicola-sturgeon-snp-theresa-may-brexit-a7630631.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати