Трамп против СМИ: слово за слово

12:19 01.03.2017 Борис Тарабрин, журналист-международник


Президент США Дональд Трамп вступил, как говорят в боксе, в жесткий клинч с рядом американских ведущих СМИ.  17 февраля американский лидер в своем микроблоге Twitter назвал телекомпании NBC, ABC, CBS, CNN и газету The New York Times производителями фейковых новостей, а заодно врагами американского народа. twitter.com

Спустя всего неделю, журналистов телеканала CNN, а также газет The New York Times, Los Angeles Times и Politico не пустили в на брифинг в Белый дом. money.cnn.com А уже на следующий день Трамп продолжил атаку на американские медиа, назвав CNN и New York Times анекдотом и заявил, что они представляют опасность для США. twitter.com Кроме того стало известно, что глава государства не посетит традиционный ужин с репортерами президентского пула: такого не случалось с 1981 года.

Еще в конце января отношение нынешней американской администрации к СМИ сформулировал старший советник Трампа по политическим и стратегическим вопросам Стивен Бэннон: «СМИ  - оппозиционная партия. Они не понимают эту страну. Они до сих пор не понимают, почему Дональд Трамп является президентом Соединенных Штатов». А заодно добавил, что медиа должны на какое-то время закрыть рот и слушать. nytimes.com

Гнев американского лидера понять можно. СМИ, мягко говоря, приложили немало усилий для того, чтобы, например, отправить в отставку советника президента по национальной безопасности Майкла Флинна. Суть кампании по его дискредитации сводилась к размещению в различных изданиях материалов, способных затруднить реализацию нынешним президентом Дональдом Трампом новых принципов во внешней политике. freebeacon.com

Впрочем, «зуб» на американские СМИ Трамп имеет давно. CNN напомнило об интервью 1990 года, когда нынешний глава государства просто ушел с беседы с корреспондентом, отказавшись отвечать на его дальнейшие вопросы, показавшиеся нынешнему главе Белого дома неудобными. money.cnn.com.

The Washington Post  пишет, что борьба Трампа с журналистами — это игра в одни ворота, причем не в пользу президента. В этом заключается так называемый феномен Trump bump («пинок от Трампа»): заявления и действия нового главы Белого дома не только консолидируют СМИ, но и заставляют их работать лучше. «Мы все знаем, что в такой войне первой жертвой является истина», - заявил Майкл Орескес (Michael Oreskes), старший вице - президент радиостанции NPR. «Это не беда, мы готовы пострадать. Мы сделаем нашу работу по нашим правилам, независимо от того, как администрация обращается с нами.  Чем больше администрация орет на нас, тем спокойней и объективней мы должны быть», - добавил он. washingtonpost.com Кстати, в этом заявлении содержится и скрытая угроза: дескать американские журналисты будут «копать и копать» под команду главы государства и вытаскивать на свет все, чтобы сделать работу новой администрации крайне некомфортной. В общем, вести полномасштабную информационную войну.

Впрочем, пока гонимые американские СМИ в противостоянии с Трампом только выигрывают. Во всяком случае в материальном смысле. Склока между властью и СМИ привела к резкому росту числа подписчиков на платные он-лайн издания, читатель, как говорится, проголосовал долларом. Например, представители New York Times утверждают, что за первый месяц, прошедший с момента избрания Трампа президентом, число абонентов издания выросло на 200 тысяч человек, что в 10 раз выше, чем за тот же период годом ранее.

Однако, американские СМИ, как известно, способны очень серьезно влиять не просто на политическую ситуацию в стране, но и на судьбу отдельных ее лидеров. В этой связи можно вспомнить высказывание политолога Самюэля Хантингтона, который, комментируя Уотергейтский скандал написал:   «…органы массовой информации страны бросили вызов и нанесли поражение главе исполнительной власти. Пресса фактически сыграла ведущую роль в том, что до сих пор не удавалось ни одному отдельно взятому институту, группировке или комбинации институтов в американской истории — лишить своего поста президента, который был избран менее двух лет назад, добившись поддержки большинства, ставшего одним из самых значительных в американской истории» (цитата по ru.wikipedia.org).

Можно с уверенностью предположить, что война Дональда Трампа с либеральными СМИ продолжится. С одной стороны – отказ от общения, призывы к своим сторонникам и сбор подписей под петицией с целью собрать миллион подписей, чтобы обвинить СМИ в распространении «ложной информации», с другой – практика получения этой информации из неназванных источников с явной целью дискредитировать новоизбранного президента. Но это внешняя сторона дела. Сейчас это не попытка раскрутить локальный скандал,  как это было в случае с «Уотергейтом». По большому счету, это война за то, какими быть США в будущем. И тут нужно признать, что при определенной противоречивости своих слов и действий, Трамп предлагает новый курс, который может многое изменить в современном мире. 

Ключевые слова: Трамп американские СМИ противостояние

Версия для печати