Заседание Комитета СФ по общественной поддержке Юго-Востока Украины.
Комитет Совета Федерации по общественной поддержке Юго-Востока Украины 16 февраля провел первое в этом году заседание. Впервые в его работе приняли участие деятели культуры, помогающие жителям ДНР и ЛНР поддержать веру в скорейшее урегулирование конфликта на Украине.
Повестка дня первого в этом году заседания Комитета включала выступления полномочного представителя ЛНР в Контактной группе по урегулированию ситуации на Украине, заместителя председателя Народного Совета ЛНР Владислава Дейнего и уполномоченного по правам человека ДНР Дарии Морозовой, которые констатировали обострение ситуации на Донбассе в результате противоправных «Минским договоренностям» действий ВСУ. По словам Дарии Морозовой, с начала вооруженного конфликта в Донецкой народной республике погибло 4 320 человек, среди которых 595 женщин и 3 725 мужчин, в том числе 74 ребенка в возрасте до 18 лет. Разрушено полностью и частично 4 112 объектов различной инфраструктуры. Например, 760 линий электропередач, 174 объекта теплоснабжения, 46 объектов водоснабжения и газоснабжения 2 669 объектов.
Выступивший на заседании статс-секретарь – заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны Владимир Артамонов сообщил, что за время работы Комитета по поддержке граждан ДНР и ЛНР МЧС России оказало различную помощь, в том числе в Донбасс было направлено 59 гуманитарных конвоев. Автоколонны с гуманитарной помощью доставили около 70 тысяч тонн груза, из них 18 тысяч тонн составили медикаменты. К доставке гуманитарной помощи присоединились 87 общественных организаций, собравшие и отправившие в регион около 4 тысяч тонн грузов. В Российскую Федерацию силами МЧС было эвакуировано более 500 раненых детей. Владимир Артамонов сообщил, что следующие колонны с гуманитарной помощью Донбассу будут отправлены 21 и 28 февраля, а затем 16 и 23 марта.
Впервые на заседание Комитета были приглашены деятели культуры, которые организовали соответствующие мероприятия в поддержку жителей Донбасса. Их делегацию возглавила Наталья Волкова – председатель союза театральных деятелей ДНР, директор Донецкого музыкально-драматического театра. Юрий Светцов, член Астраханского регионального отделения Общероссийской организации «Российский союз молодежи» рассказал, чего представители помогли отметить 90-летие Донецкой республиканской библиотеки им. Н.Крупской, провели КВН на тему «Смех во имя добра» для раненых детей, проходящих реабилитацию в госпиталях. На заседании также выступили Дамир Худабердин – член русского литературного общества из Москвы и Павел Субботин, член Белгородской региональной общественной организации «Историческое общество «Ратник».
Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов подтвердил, что на Украине общая ситуация с правами человека не претерпела каких-либо улучшений. Константин Долгов выделил две основных темы, которые требуют и пристального внимания, и должной реакции со стороны общественных организаций, борющихся за права человека на международном уровне. Так, по словам К.Долгова, на Украине развернута борьба с русским языком. В Верховную Раду представлен законопроект № 5670 от 19.01.2017 «О языке», который предоставляет украинскому языку все преференции в качестве государственного и разговорного. Ряд экспертов уже назвали данный законопроект «языковым геноцидом». Одна деталь: за разговор в общественных местах на русском языке не только чиновники, но и простые граждане могут быть оштрафованы на сумму до 120 долларов.
Вторая тема, которую обозначил Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права, - притеснение православных христиан на территории Украины. Это выражается в участившихся поджогах православных храмов и церквей, обыски в домах простых граждан, исповедующих православную веру. Так, 25 января из СБУ пришли с обыском к православному журналисту. Константин Долгов привел еще несколько аналогичных вопиющих примеров.
Ольга Ковитиди, член Комитета СФ по обороне и безопасности дала правовую оценку того, что происходит на Донбассе. «Украина преступила все обязательства по «Минским договоренностям» и развязала гражданскую войну», - заявила сенатор. Руководивший заседанием Комитета СФ по общественной поддержке Юго-Востока Украины, его Председатель и заместитель Председателя Совета Федерации Юрий Воробьев назначил следующую встречу на 12 апреля.
Обозреватель журнала «Международная жизнь» задала несколько вопросов полномочному представителю ЛНР в Контактной группе по урегулированию ситуации на Украине, заместителю председателя Народного Совета ЛНР Владиславу Дейнего.
«Международная жизнь»: Владислав Николаевич, поясните, пожалуйста, с чем связаны претензии представителей Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ по поводу препятствования их деятельности на Донбассе? Об этом заявил заместитель председателя СММ Александр Хуг.
В.Н.Дейнего: Я бы не сказал, что представители СММ ОБСЕ полностью соблюдают мандат, определенный решением №1117 Постоянного Совета. Ключевые моменты этого мандата – беспристрастность и прозрачность действий. Мы не наблюдаем ни первого, ни второго. Соответственно все остальные шаги, которые они предпринимают, воспринимаются через призму этих двух критериев. То, что касается прозрачности действий, систематически предпринимаются попытки каким-то образом спровоцировать ситуацию. Скажем, во время комендантского часа (КЧ) г-н Хуг, заместитель руководителя миссии ОБСЕ пересекает линию разграничения. В это время действует КЧ, он, ссылаясь на мандат, говорит о том, что миссия ОБСЕ имеет возможность беспрепятственно передвигаться в любое время КЧ по всей территории, при этом А.Хуг отказывается пройти формальные процедуры, предусмотренные для пропуска граждан через линию разграничения. Это явно провокационные действия, которые нужны им для того, чтобы заявить о том, что нарушаются их права по свободе передвижения. Но извините, это район, где идут системные провокации со стороны вооруженных сил Украины, возможны обстрелы и так далее. И заместитель Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ Александр Хуг неоднократно попадал под такие обстрелы. Вопрос безопасности представителей международных организаций все–таки гораздо более серьезно стоит, чем беспрепятственность их передвижения.
«Международная жизнь»: какую основную задачу перед представителями СММ ОБСЕ ставит мандат № 1117?
В.Н.Дейнего: Он ставит задачи – работать над урегулированием ситуации, над стабилизацией обстановки и т.д. и т.п. Основные критерии – это прозрачность действий и непредвзятое отношение со стороны СММ ОБСЕ. А далее, для того, чтобы реализовать основную задачу по урегулированию ситуации, определен ряд шагов, которые они обязаны предпринимать. К сожалению, представители СММ ОБСЕ часто манипулируют этим тезисом беспрепятственного перемещения. В целях реализации этих мероприятий, для них определена беспрепятственность перемещения по всей Украине. Но это не значит, что их можно пускать на минное поле. Дело даже не в злоупотреблениях, а в явных провокациях, к которым они прибегают, используя моменты злоупотребления, о которых я говорил.
«Международная жизнь»: Помимо ОБСЕ, какие еще международные организации помогают в урегулировании ситуации на Украине?
В.Н.Дейнего: Международный комитет Красного Креста очень широко работает на территории ДНР и ЛНР, ООН - не непосредственно сама, а ряд ее управлений и комитетов, которые действуют под эгидой ООН. Плотно сотрудничаем и с Управлением ООН по правам человека, и с Управлением по координации гуманитарных миссий ООН, и по беженцам. Отношения с этими организациями у нас строятся через формализованную процедуру аккредитации. К большому сожалению, эту процедуру обязательной аккредитации не готовы проходить международные организации, это осложняет вопросы взаимодействия. Некоторые организации злоупотребляют своими полномочиями. У нас был прецедент, когда мы давали предписание на прекращение деятельности на нашей территории такой организации, как «Врачи без границ». Под Донецком и в ДНР были случаи, когда нам надо было предотвратить негативные факторы, чтобы защитить людей от вмешательства представителей этих организаций, от той опасности, которой люди, прикрываясь деятельностью международных организаций, в частности «Врачи без границ» и «People in need» могли подвергнуть местное, невооруженное население.
«Международная жизнь»: Интерес со стороны международных общественных организаций вызван искренним желанием помочь, выяснить правду, отразить ее, или можно усмотреть в этом предвзятый интерес?
В.Н.Дейнего: Интереса со стороны международных организаций слишком много. Да, к сожалению, результативность его достаточно ограничена.
Вопрос от международной жизни к Уполномоченному по правам человека ДНР Дарии Морозовой:
«Международная жизнь»: Дарья Васильевна, что мешает решить проблему с Киевом об обмене удерживаемых пленных по принципу «всех на всех»?
Д.В.Морозова: Нам нужно выделить цифру, кто такие «всех на всех», и сколько их. Во-первых, произвести в полном объеме обмен «всех на всех» не получится, поскольку конфликт еще не закончился. На Украине каждый день идут новые задержания, порядка десяти человек. Но наше предложение от ДНР - украинской стороне было следующее: поменять всех установленных лиц с одной стороны на установленных – с другой стороны. А потом уже как обычно вести эту работу. Когда украинская сторона подала эти списки удерживаемых, то там нашлось около сотни человек, которые, якобы, по словам украинской стороны, не хотят возвращаться на территорию ЛНР или ДНР. Мы не против этого, мы понимаем, что у многих людей на «той стороне» находятся семьи, дома, квартиры, либо они отбыли свои сроки наказания. Но поверить на слово украинской стороне в том, что «люди не хотят…», мы не можем.
Мы знаем незаконные методы дознания, которые предпринимает украинская сторона, многие из установленных лиц делают такие заявления под давлением. И я предлагаю обратиться к международным организациям с тем, чтобы выступить нейтральным посредником между нами и Украиной в сборе доказательств этих подписей, в которых бы четко указывалось: «Да, я хочу либо не хочу возвращаться». Свой выбор в качестве такой авторитетной международной организации мы остановили на Управлении ООН по правам человека. Мы направили официальное письмо 1 февраля с.г. с предложением, ждем ответа. Женевский офис ООН пока ответа не дал. Как только мы получим адекватный ответ от Международной организации, то уже от них будет зависеть, насколько быстро мы сможем сделать обмен «всех на всех» в установленном порядке.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs