В ночь на 13 февраля 2017 года вблизи поселка Чонгар (Херсонская область, Украина) произошел инцидент между подразделением Вооруженных сил Украины и крымскотатарским батальоном. Появившаяся утром и днем 13 февраля информация об инциденте от ВСУ, лидеров «меджлиса» и журналистов суть и ход событий не прояснила:
-
«максимально вооруженные представители незаконного вооруженного формирования» (общественной организации «Аскер» - Д.Б.) прибыли на позиции одного из подразделений ВСУ, которое согласно приказу обустраивало боевые позиции: «Сообщение о нападении ВСУ на общественную организацию «Аскер» является не чем иным, как очередным фейком и попыткой очернить Вооруженные силы Украины» (Оперативное командование «Юг» ВСУ);
-
«Началом инцидента стало немотивированное и силовое занятие военнослужащими обустроенной общественной организацией «Аскер» территории, на которой базируются бойцы формируемого крымскотатарского батальона им. Номана Челебиджихана. В ходе инцидента военнослужащими ВС Украины были повреждены отдельные сооружения и имущество общественной организации «Аскер», предпринимались попытки применения физической силы к членам организации «Аскер» (председатель «меджлиса крымскотатарского народа» Рефат Чубаров);
-
командир 57-й отдельной мотопехотной бригады ВСУ Дмитрий Красильников «отметил, что база членов крымскотатарской организации «Аскер», с которыми у военнослужащих возник конфликт, находится в непосредственной близости от позиций бригады. Инцидент произошел во время тренировок военных. (…) Красильников подтвердил информацию СМИ об изъятии на базе крымскотатарской организации оружия и боеприпасов» (genichesk.co.ua);
-
следственное отделение Генического ОП ГУНП в Единый реестр досудебных расследований внесло сведения по ч. 1 ст. 263 УК Украины «Незаконное обращение с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами». (genichesk.co.ua);
Анализ официальных сообщений, заявлений отдельных лиц, социальных сетей и СМИ, позволяет говорить о двух версиях события:
-
Конфликт между ВСУ и «Аскером» возник по причине того, что «Аскер» препятствовал проведению тренировок военных;
-
Конфликт между ВСУ и «Аскером» возник по причине того, что командир подразделения ВСУ выполнял просьбу местных жителей и бизнесменов, попросивших военных утихомирить «бойцов национального крымскотатарского батальона».
В интервью радио «Крым реалии» (проект «Радио Свобода») глава «Общественной организации «Аскер», комендант «Гражданской блокады Крыма» Ленур Ислямов заявил, что у его организации нет настоящего оружия: «только имитация для тренировок и инструктажа, ну, может быть, у кого-то было трофейное оружие». Стоит отметить, что среди изъятого оружия военные упомянули тяжелое вооружение – 82-мм минометы. Новости Геническа в разделе «криминальная хроника» пестрят сообщениями об изъятом оружии и преступлениях, совершенных с его применением, на этом фоне заявление Ислямова об имитации оружия в его «батальоне» вызывает улыбку.
Инцидент срочно загладили самым радикальным образом – публичные извинения на камеру командира подразделения ВСУ, встреча Чубарова с министром обороны Украины Степаном Полтораком: «Во время встречи были обсуждены события, которые произошли в ночь на 13 февраля 2017 года вблизи поселка Чонгар, а также перспективы и порядок призыва на военную службу по контракту в составе крымского подразделения бригады морской пехоты Военно-Морских Сил ВС Украины граждан различных национальностей, которые являются выходцами из АР Крым и города Севастополь. ВС Украины готовы рассмотреть заявления членов общественного объединения «Аскер», которые изъявят в порядке, предусмотренном законодательством Украины, добровольное желание служить в составе крымского подразделения бригады морской пехоты ВМС». (mil.gov.ua) Информационным итогом дня стала согласованная позиция т.н. «меджлиса» и ВСУ – инцидент исчерпан, заявили как военные, так и «меджлисовцы».
Очевидно, что «меджлису» невыгодна ситуация, когда его незаконный батальон предстанет сборищем мародеров с незаконным оружием в руках, эта же ситуация невыгодна готовящемуся к встрече с Президентом США Дональдом Трампом Президенту Украины Петру Порошенко. Крайними стали военные, которые либо выполняли приказ, либо выступили в защиту гражданского населения. В выигрышной позиции оказался «меджлис», который среагировал молниеносно и постарался за сутки выжать из ситуации все, что возможно. Надо сказать, что ряд украинских экспертов и журналистов выступили в поддержку позиции «меджлиса», заявив, что национальные батальоны нужны, чем больше таких вооруженных формирований, тем лучше для Украины, а в отношении конкретного национального батальона было сказано, что его нахождение на границе с Крымом целесообразно. В интервью «Крым.Реалии» (проект «Радио Свобода») глава объединения «Аскер» Ислямов заявил, что «местом приписки батальона обязательно должен быть Геническ, а сам батальон, получив официальный статус в ВСУ может выполнять боевые задачи на фронте». Вот так прямолинейно и вопреки всем украинским законам.
Инцидент стал «железным» поводом для «меджлиса» поднять благополучно забытый украинской властью вопрос создания «национального крымскотатарского батальона». Теперь «меджлис» будет добиваться, чтобы оформления батальона в состав ВСУ означало для батальона официальный статус, обеспечение оружием и боеприпасами, но при этом – обособленность, независимое командование в формате приоритетного подчинения «меджлису», с постоянной дислокацией на границе с Крымом.
Инцидент на границе с Крымом выявил нарастающую тенденцию – конфликт ВСУ с «добровольными батальонами», которые заявляют о своих особых заслугах, выполняют, или грозят выполнением рейдерских захватов под прикрытием заботы о родине (как, например, анонсированное Владимиром Парасюком взятие «под контроль станции и предприятия, которые обеспечивают энергетическую стабильность в Украине») lenta.ru При этом параллельно они являются гвардией своих стремящихся или уже пришедших в политику командиров. А конкретный, еще «формирующийся национальный батальон им.Номана Челибиджихана» уже давно стал причиной социальной напряженности в граничащем с Крымом Геническом районе Херсонской области. Понимая, что ответственность за социальное спокойствие граждан лежит на ней, украинская власть, тем не менее, не готова отказаться от военных, политических и экономических услуг (рейдерство, транспортные и экономические блокады) «добровольных батальонов». В этих условиях трудно понять как с таким «грузом» полукриминальных объединений, идеями прославления ОУН-УПА, откровенной коррупции и состояния конфликта на востоке Киев мечтает войти в ЕС и НАТО, да и просто пристойно выглядеть на переговорах со своими западными спонсорами.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs