Историческое образование в России: на пути к совершенствованию

13:31 30.01.2017 Павел Ломтев, журналист


Фото: book-science.ru

В последние десятилетия эксперты по всему миру стали уделять большое внимание оценкам тех или иных исторических событий. Историки по-разному подходят к тем или иным фактам, и случается, что ненамеренно, или же специально используют искаженные данные, которые затем преподносятся гражданам в качестве истины. К сожалению, зачастую корыстные, политически ангажированные оценки превалируют над научными, что приводит к весьма плачевным последствиям. По этой причине, сохранение, систематизация исторических сведений и подготовка квалифицированных специалистов-историков в России становятся крайне важными задачами, которые можно назвать, без преувеличения, стратегическими.

В Российской академии наук прошло Всероссийское совещание деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов российских ВУЗов, в рамках которого был обсужден широкий круг вопросов, касающихся современного состояния и перспектив развития исторического образования в России.

В начале мероприятия, научный руководитель ИВИ РАН Александр Чубарьян рассказал о ходе подготовки к проведению мероприятий, посвященных столетнему юбилею Октябрьской революции 1917 года. По его словам, на данный момент уже запланировано более ста различных мероприятий не только в России, но и за рубежом. Он подчеркнул, что только во Франции запланированы четыре конференции, а также в США и Англии. Также А. Чубарьян добавил, что даже в Польше и Прибалтике 1917-й год связывают с получением независимости, поэтому различные культурно-просветительские мероприятия ожидаются и в этих странах.

В России также прекрасно понимают необходимость поддержки исторического образования в стране для объективной оценки событий и квалифицированной передачи знаний будущим поколениям. Министр образования и науки Ольга Васильева отметила постепенное увеличение грантов для поддержки молодых ученых и призвала руководство российских вузов быть более мобильными и активно выдвигать талантливые кандидатуры. «Смотрите, на науку в этом году выделено 357 млрд. рублей, науку гражданскую. Из них большая часть идет на молодых исследователей, и цифры действительно внушающие». Также она рассказала о планах увеличить в следующем году количество бюджетных мест на исторических факультетах российских ВУЗов на четверть. «В этом году из 100 закончивших школу 57 выпускников пойдут на бюджетные места. Я считаю, что бюджетных мест для историков очень мало. Но в 2018 году мы изменим ситуацию».

Участники «Всероссийского совещания» Фото: минобрнауки.рф

Кроме того, отдельной темой для дебатов стали противоречия между современными образовательными и профессиональными стандартами историков-педагогов и научных сотрудников. Глава Минобрнауки подчеркнула эту проблему и необходимость создания единых стандартов до 1 июля текущего года. «На сегодняшний день профессиональных стандартов нет ни для историков, ни для научных сотрудников. Я считаю, что дискуссия по стандартам должна идти к результатам обучения, не к компетенции, а к результату - что мы имеем на выходе. Самое главное - чтобы на выходе выпускник был не просто историком, но чтобы он мог преподавать историю, вести музейное, архивное дело. Нынешняя узкая специализация не дает нашим выпускникам широкого выбора».

Стоит отметить, что созданы стандарты для многих профессий, а вот для специалистов-историков их попросту не существует, и до момента проведения совещания даже не планировались. Есть музейные, экскурсионные, туристические, архивные профессии, которые являются «стыковочными», но не конкретными. Во время мероприятия были озвучены предложения по созданию специальной министерской программы, которая позволит преподавателям повышать свою квалификацию, принимать участие в конференциях и посещать архивы по всей стране.

О. Васильева и другие участники совещания сошлись во мнении, что необходимо усовершенствовать и доработать программу обучения для студентов исторических факультетов. Министр заявила, что рассчитывает при помощи ВУЗов создать эффективный комплекс методического сопровождения. Также она привела статистические данные по 2016-2017 учебному году: по программе «История и археология» сейчас проходят обучение 24400 человек, 62% из которых – на бюджетной основе. По ее словам, основной объем, 30%, специалистов в сфере истории готовит Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

Такое внимание к подготовке и сохранению специалистов в области истории как российской, так и зарубежной, отводится совершенно не напрасно. Фактически, можно назвать дебаты по поводу подходов к тем или иным историческим событиям – одной из составляющих информационной войны, и это не будет преувеличением. Самый яркий тому пример – попытки переписать события и исторические факты Второй мировой войны. Ведущие эксперты и представители высших политических кругов во многих странах не гнушаются откровенно переоценивать события той войны. Кроме высказываний и интервью различным изданиям, выпускаются целые книги и монографии, подкрепленные искаженными фактами. Один из самых крайних примеров – во Франции вышла в свет книга профессора международных отношений датского Центра военных исследований Оливье Шмита: «Почему Путин — наш союзник? Анатомия французской страсти», в которой автор открыто пишет о симпатиях СССР к фашизму и не стыдится при этом проводить параллели с нынешней политикой в России. [1] С подобными проявлениями можно бороться только правдой. Той, которая заключена в исторических документах и архивах.

[1] https://inosmi.ru/politic/20170127/238611561.html

Ключевые слова: Россия Великая Отечественная война Вторая Мировая война история РАН Александр Чубарьян Октябрьская революция Ольга Васильева Российская Академия Наук историческое образование

Версия для печати