Международные аналитические службы постепенно начинают переоценивать собственные прошлые прогнозы относительно грядущего экономического упадка России и ее ухода с мировых энергетических рынков. Первым свидетельством данного процесса стал новейший доклад Energy Outlook, обнародованный британской компанией British Petroleum и посвященный перспективам развития мировой энергетики на период до 2035 года. Из него следует, что Россия на протяжении ближайших 20 лет останется крупнейшим в мире экспортером первичных энергоресурсов и вторым (после США) производителем нефти и газа.
Что характерно: выводы экспертов BP претерпели существенные изменения за истекший год. В предыдущем аналогичном прогнозе утверждалось, что добыча нефти в России до 2035 года «останется стабильной на уровне 11 млн баррелей в день» (в 2016 году уровень добычи нефти в России составлял 10,965 млн баррелей в сутки). Теперь же речь идет о существенном росте на 11% до уровня в 12,2 млн баррелей среднесуточной добычи. Аналогичным образом прогнозируется рост российского экспорта нефти до уровня в 8,6 млн баррелей нефти. Одновременно к 2035 году на 28% в России возрастет производство газа - что корреспондируется с прогнозируемым аналитиками BP устойчивым ростом газового спроса на мировых рынках. (vedomosti.ru)
Это, в свою очередь, позволит российскому экспорту энергоресурсов обеспечивать более 4% мирового спроса и, в частности, сохранить ведущие позиции на европейском газовом рынке.
Выводы и оценки, озвученные экспертами BP, дают серьезную пищу и для более глубоких выводов, касающихся как развития мировой энергетики, так и динамики более широких геополитических процессов.
Во-первых, очевидно, что составители очередного прогноза EnergyOutlook верят в грядущую стабилизацию мирового нефтяного рынка, позволяющую государствам-членам ОПЕК вновь наращивать нефтедобычу. В частности, существенный рост добычи нефти прогнозируется для Саудовской Аравии и целом для ОПЕК (до 48 млн баррелей в сутки в сравнении с достигнутым уровнем добычи картелем в 33-34 млн баррелей). (eia.gov) До заключенного в конце 2016 году соглашения о снижении нефтедобычи в рамках ОПЕК добыча нефти в Саудовской Аравии составляла 10,6 млн баррелей в сутки, а отведенная ей квота на сокращение добычи стала максимальной в рамках картеля – на 486 тысяч баррелей в сутки.
Во-вторых, авторы доклада BP верят в рост добычи энергоресурсов и за пределами ОПЕК. Это относится не только к России, но и к США – которые вплоть до 2035 года сохранят за собой роль мирового лидера по производству жидких углеводородов. Их добыча возрастет с 14 до 17 млн баррелей в сутки и будет превышать российскую примерно на 40%. Соответственно, к 2019 году США станут «чистым» экспортером природного газа, а к 2027 году – «чистым» экспортером жидких углеводородов. К категории «жидкие углеводороды» традиционно относятся сырая нефть, сланцевая нефть, нефтяные пески, сжиженный газ, а также топливо, синтезированное из угля и газа.
Вышеуказанный вывод вполне соответствует энергетическим приоритетам новой администрации США, выступающей за ускоренное развитие добычи традиционных энергоресурсов с поправкой на приоритет сланцевой индустрии и эксплуатации месторождений с трудноизвлекаемой нефтью. Очевидно, что именно США станут для России ключевым конкурентом в борьбе за мировые энергетические рынки, и это потребует от российской стороны поиска новых моделей развития своих экспортных возможностей.
Одной из таких моделей призвано стать ускоренное развитие взаимодействия с азиатскими странами, поскольку – и это третье ключевое положение, проистекающее из доклада BP– именно на долю этих государств в ближайшие 20 лет придется основной рост энергопотребления. В частности, в Китае он составит 47%, а в Индии – 129%. В целом мировой рост спроса на энергоресурсы с 2015 по 2035 годы может составить примерно 30%, или в среднем на 1,3% в год. При этом спрос на нефть может увеличиваться ежегодно на 0,7%, причем половину этого показателя обеспечит растущее энергопотребление Китая.
Для сравнения – в России рост энергопотребления прогнозируется на уровне в 2% по сравнению с 2015 годом, причем потребление газа может даже сократиться на все те же 2%. Данное обстоятельство (разумеется, при условии его реализации на практике), с одной стороны, позволит направить высвободившиеся объемы на экспорт, но с другой – заставляет задуматься о перспективах энергообеспечения развития отечественной промышленности. По версии экспертов BP, указанное развитие будет обеспечиваться за счет, в том числе, ускоренного развития атомной энергетики (рост на 17%). Это позволило бы России не просто сохранить свои позиции на мировых рынках энергоресурсов, но и попытаться укрепить их. В пользу этого говорит и вывод экспертов BP о том, что грядущие два десятилетия станут благоприятным периодом для стран с низкой себестоимостью добычи нефти – к числу которых относятся Россия, США и государства-члены ОПЕК.
В-четвертых, - достаточно благоприятные для интересов России выводы авторов очередного доклада EnergyOutlook объективно свидетельствуют об их убежденности в перспективном прекращении «санкционной войны» вследствие объективных интересов ключевых потребителей российских энергоресурсов и необходимости координации действий ведущих экспортеров. Что характерно: к аналогичным выводам все чаще приходят и авторы публикаций в ведущих западных средствах массовой информации. В частности, британская газета The Financial Times в этой связи прогнозирует укрепления взаимодействия в энергетической сфере России и США при новой американской администрации – особенно в случае утверждения на посту госсекретаря Рекса Тиллерсона, чья компания Exxon имеет в своем багаже несколько подписанных соглашений по проектам «в Западной Сибири, на Черном море и в Арктике». «Сделки обещали обеспечить рост на ближайшие десятилетия. Введение американских санкций в 2014 году, блокировавших эти проекты, стало для компании горьким ударом» - указывает лондонское издание и заключает: «Exxon всегда говорила, что считает это препятствие временным. Она не сочла потери в размере миллиарда долларов постоянными. Отмена санкций стала бы значительной удачей для Exxon, и Тиллерсон говорил, что открыт к этой идее». (ft.com)
Аналогичные оценки озвучивает и парижская газета Le Monde. Она напоминает об «огромных интересах», которые имеет в России, прежде всего в газовой сфере, французская компания Total. «Прибытие в Европу судна компании «Совкомфлот» с верфей южнокорейской Daewoo 20 января стало знаком того, что начатый еще Кристофом де Маржери ключевой проект Total не стоит на месте: речь идет о добыче и сжижении газа (16,5 миллионов тонн в год) в одном из самых негостеприимных регионов планеты. Стройка небывалых масштабов и сложности обойдется в 27 миллиардов долларов (из-за санкций финансирование идет в евро) «Новатэку» (50,1%), Total (20%), China National Petroleum Company (20 %) и фонду Silk Road Fund (9,9 %)» - свидетельствует издание и делает весьма оптимистический вывод о том, что компанию Total и ее совместные с Россией проекты в Арктике «не волнуют санкции». (lemonde.fr)
В-пятых, - выводы доклада позволяют говорить о хороших перспективах дальнейшего укрепления взаимодействия России со странами, входящими в ОПЕК. Так Генеральный секретарь ОПЕК Мухаммед Баркиндо прогнозирует укрепление сотрудничества его организации со странами, не входящими в картель – в том числе с Россией. Поводом для подобного заявления стала сделка о покупке 19,5% «Роснефти» за 10,2 млрд евро швейцарским трейдером Glencore и катарским фондом Qatar Investment Autority (QIA). По словам главы ОПЕК, указанная инвестиция «очень стратегическая для всех участников сделки». Несмотря на то, что Россия и Катар находятся по разные стороны баррикад в сирийском конфликте, обе страны как ведущие мировые экспортеры газа имеют простор для сотрудничества – убежден Мухаммед Баркиндо. (rbc.ru)
Президент фонда QIA шейх Абдалла бен Мохаммед бен Сауд аль-Тани со своей стороны, отметил, что сделка «демонстрирует нашу стратегию, направленную на осуществление инвестиций в высококачественные активы со стратегическими партнерами по всему миру». Одновременно катарский фонд QIA, ставший одним из акционеров «Роснефти», рассматривает возможность покупки доли в совместном предприятии НОВАТЭКа и фонда «Энергия». (vedomosti.ru) Как отметил в этой связи на встрече с главами Glencore и QIA президент России Владимир Путин, представители Катара «будут принимать участие в добыче углеводородов на территории России». (kremlin.ru)
А это, в свою очередь, создает серьезные предпосылки для политического взаимодействия России с Катаром (а также с другими ключевыми производителями энергоресурсов) по ключевым международным проблемам.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs