Бывший посол Польши в России Катажина Пельчинская – Наленч призвала к коррекции восточной политики Варшавы. Под восточной политикой в Польше понимают отношения со странами за восточной границей Польши, т.е. с государствами, образовавшимися после развала Советского Союза.
С конца 1980-х гг. восточная политика Варшавы покоится на постулатах гедройцизма – поддержки независимости стран ULB (Украина – Литва – Белоруссия) при любых условиях, без учёта политического и идеологического окраса правящих в этих республиках режимов.
Автором концепции был публицист и мемуарист, основатель журнала «Культура» Ежи Гедройц (наряду с политическим публицистом Юлием Мерошевским). Регион ULB признавался Е. Гедройцем и Ю. Мерошевским ключевым в деле обеспечения интересов Польши в данной точке планеты. Для этого страны ULB должны быть не только суверенны (с юридической точки зрения), но и управляться демократическими режимами.
И в этом наиболее слабое звено всей идеологии гедройцизма. Можем ли мы назвать правительства прибалтийских республик, бывших у власти после 1990 г., демократическими? Может ли считаться демократическим режим Порошенко на Украине?
Очевидно, что нет, поскольку истинная демократия не может соседствовать с уродливыми формами этнического национализма с неонацистским привкусом. Именно такой тип националистических проявлений на уровне государственных властей мы неоднократно видели в Прибалтике и на Украине, где лозунги о верховенстве права чередовались с маршами ветеранов дивизий СС и прочих коллаборационистских формирований времён Второй мировой войны.
Тезис Е. Гедройца о необходимости соглашательской политики в отношению какого бы то ни было режима в странах ULB привёл к тому, что этот регион превратился в инкубатор неонацистских настроений – впервые после 1945 года.
Кроме того, сам Е. Гедройц понимал демократию и свободу слова весьма превратно. Известно, что он не жаловал польского историка украинского происхождения Виктора Полищука, автора работы «Украинский интегральный национализм как разновидность фашизма», и отказывался публиковать его статьи, направленные против украинского национализма.
Е. Гедройц был знаком с основоположником украинского интегрального национализма Дмитрием Донцовым, инициатором формирования дивизии СС «Галичина» Владимиром Кубийовичем. Всё это заставило В. Полищука обвинить «Культуру» её редактора в замалчивании правды о преступном характере украинского национализма (1).
Странным образом, эта подноготная в творческой биографии Е. Гедройца обходится молчанием в Польше. Е. Гедройца восхваляют, и очень редко критикуют. Сегодня традиции гедройцевской «Культуры» продолжает журнал «Новая Польша», в т.ч., в русскоязычной версии (2).
Не считает зазорным ссылаться на Е. Гедройца и госпожа К. Пельчинская – Наленч. Её статья называется «Прощание с гедройцизмом», намекая на то, что официальная Варшава отходит от базовых принципов концепции Е. Гедройца (3). Что же беспокоит госпожу бывшего посла?
В первую очередь, склонность польских властей к замещению продвижения демократических преобразований в ULB продвижением польскости, в самом широком понимании последнего термина. Такая польскость выходит за рамки простой этничности, и, вслед за культурой, продвигает в массы польскую политическую идеологию и проч.
Восточная политика Польши становится не столько продемократической, сколько «польскоцентричной», когда акцент делается на исторической политике и попытках привести к польской точке зрения на исторические события общество в странах ULB.
Это пугает союзников Польши за восточной границей, вызывая подозрения, что это один из современных ликов польского империализма, закамуфлированных в современную обёртку, удобоваримую для современного жителя Украины, Белоруссии или Литвы.
Любые проявления польского национализма, мешающие оздоровлению отношений Польши с регионом ULB, должны осуждаться на самом высоком уровне. Вместо польских этнических интересов Варшава должна продвигать наднациональные демократические ценности, а польскость неизбежно будет параллельным придатком к этим процессам – таков политический рецепт К. Пельчинской-Наленч.
Несоответствие этого рецепта демократическим нормам бросается в глаза, несмотря на наличие в тексте рецепта словосочетания «демократические ценности».
С точки зрения поклонников гедройцизма, государственный переворот на Украине руками праворадикальных группировок, с убийствами и погромами – это демократический процесс. Нежелание Донбасса подчиниться националистическому режиму в Киеве – антидемократические проявления.
Националистические и неонацистские настроения в регионе ULB сошли бы на «нет», если бы не существовало политического спроса на эти настроения. К сожалению, Польша, в национальной истории которой героическое сопротивление польского народа фашистским захватчикам является одним из краеугольных камней, оказывает дипломатическую, идеологическую и финансовую поддержку парафашистским режимам, надеясь с их помощью укрепить собственный авторитет в геополитической конкуренции с Россией.
Это превращает восточные рубежи Европейского Союза, они же западные рубежи Евразийского Союза, в рубежи вражды, а не сотрудничества. Менее других стран Польша заинтересована в нормальных отношениях России с Брюсселем. Напротив, долгосрочной стратегией Варшавы остаётся дестабилизация контактов на линии Москва – Брюссель, в которых Польша видит для себя угрозу маргинализации.
Чтобы всегда оставаться в игре, Польша должна присутствовать в диалоге ЕС и Москвы в качестве третьего, навязчивого участника, цель которого – испортить этот диалог.
Можно сколько угодно корректировать восточную политику Польши и проверять её на соответствие базовым постулатам гедройцизма, это не изменит сущности этой политики, построенной на восприятии внешнего мира сквозь узкую щёлку конфликтных отношений с соседями.
1) http://odnarodyna.org/content/gorkaya-pravda-viktora-polishchuka
3) http://www.batory.org.pl/upload/files/pdf/rap_otw_eu/Pozegnanie%20z%20Giedroyciem.pdf
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs