Эту песню на Кубе знают и поют все. А ее припев известен многим и у нас, в России –
Cuba, qué linda es Cuba,
Quien la defiende la quiere más…
(Куба, как ты прекрасна, Куба,
Тот, кто ее защищает, тот крепче любит) …
Куба – республика музыкальная, танцевальная, певческая. И об этом тоже широко известно. И мы другой такой страны не знаем, где бы больше пели, танцевали и вообще занимались своим национальным искусством. Поэтому лично для меня не случаен сам факт выхода в свет новой небольшой книги Татьяны и Сергея Владимирских о музыкальной культуре Острова Свободы («Куба, как ты прекрасна! (Музыка Кубы: история и современность). Москва, 2016»).
И еще более не случайно, что авторы книги – Владимирские.
Сразу отмечу: работа написана ярко, эмоционально, с хорошим знанием музыкальных особенностей кубинской популярной музыки, истории источников ее самобытных мелодий и ритмов. «Что есть Куба, если не музыка?», - вопрошают авторы. И отвечают на этот вопрос словами всемирно известного гаванского писателя-классика и музыковеда Алехо Карпентьера, кстати, кубинца русско-французского происхождения, автора множества ставших национальной классикой романов и эссе. «Куба, - цитируют авторы Карпентьера, - имела прекрасных музыкантов и композиторов задолго до того, как был написан первый кубинский роман». И напоминают, что этот писатель в свое время опубликовал уникальный исследовательский труд «Музыка на Кубе».
Авторы приготовили читателям бечисленные россыпи образов: «Лирический шорох пальм, брызги океанских волн, точно брызги шампанского, завораживающе ровный стук дождевых капель по крышам, безумное, плавящее все на своем пути солнце, безбрежное небо, бескрайняя водная гладь… Все это – музыка! Зыбкая утренняя прохлада, марево жары предзакатной порой, ночная свежесть – подарок океана… И это все – тоже музыка! Монументальные аккорды белоснежных зданий, победные марши Площади Революции, утонченные арабески колониальных внутренних двориков с их кружевными фонариками и фонтанами, загадочные переплетения мелодий улочек Старой Гаваны – музыка, музыка, музыка!»…
Значительное место в своей работе авторы уделяют не только своему ощущению Кубы, ее музыкальной культуры, но и ее истории, музыкальным инструментам. Вот как об этом пишет Татьяна Владимирская: «Особую ценность работе придает тот факт, что один из ее авторов – известный коллекционер и музыкант-мультиинструменталист С. Владимирский, в коллекции которого представлены почти все описанные в исследовании кубинские музыкальные инструменты, владеет секретами игры на них, и, более того – воспитывает учеников разных национальностей, стремящихся исполнять кубинскую музыку на высоком уровне. Не только теоретическое, но и практическое понимание сути музыки Кубы позволяет авторам совершенно по-новому преподнести читателям рассказ о кубинской музыкальной культуре, вызывающей сегодня огромный интерес у жителей разных стран»…
Оба автора книги, слившись в одно целое, подробно рассказывают о кубинских барабанах и особой технике игры, о таких экзотичных для нас инструментах, как маракас, сэнсеро, клавес, каха, трэс. И, конечно же, о привезенной когда-то на Кубу испанской гитаре.
Как жаль, что, рассказывая о кубинской музыке, о необычных инструментах, отмечает Владимирская, мы не можем дать возможность нашим читателям услышать изумительное и неповторимое звучание каждого инструмента соло и в оркестре – бумага пока еще такие нюансы не передает! Но поверьте нам на слово – музыкальная культура Кубы – это уникальнейшее, самобытнейшее и богатейшее явление, равного которому в мире не найти! Но кубинские мелодии можно услышать на концертах группы «Гренада». Или, приобретая диски с записями этой группы.
…Татьяна Владимирская уже много лет помимо исследовательской работы на темы латиноамериканской культуры успешно руководит народным музыкальным ансамблем «Гренада», который исполняет как популярные русские песни, так и латиноамериканские. В этом она чудесным образом заменила прежнего лидера «Гренады» Сергея Владимирского. Коллектив под руководством Татьяны постоянно дает концерты в России, много гастролирует по странам Латинской Америке, в том числе и по Кубе. И всюду «Гренада» встречает восторженный прием. На выступлениях ансамбля публика, как правило, тоже подпевает и танцует. Концерты сопровождаются подпеванием, танцами с публикой и овациями.
Не могу не отметить и ряд неточностей в книге Владимирских.
Например, на гербе Гаваны - изображение трех крепостей и большого ключа, символизирующего безопасность (в Гаване хранились сокровища из испанских колоний в Латинской Америки) и ворота в Новый Свет. А фигурка дамы с короной на голове и крестом Калатравы в левой руке – старинный флюгер Хиральдилья на башне столичной крепости Ла Фуэрса. Это тоже один из символов Гаваны. Сегодня он изображен на этикетках кубинского рома «Гавана Клаб». Что же касается индианки якобы по имени Хабана, дочери касика, или вождя племени сибонеев аравакской группы индейцев (как гласит одна из местных легенд о названии столицы Кубы), то она изображена в виде скульптуры в центре фонтана, который гаванцы тоже чтят как один из символов своего города. Фонтан так и называется La India- «Индианка». Но это – хотя и очень интересная, но другая история…
И еще об одном следует сказать. Как отмечает в аннотации Татьяна Владимирская, эта работа – лишь часть готовящейся к печати крупной монографии «Музыка Кубы: история и современность». К сожалению, один из авторов, Сергей Владимирский, ушел из жизни. И надо отдать должное его соавтору, вдове, - она позиционирует его живым, активным, ярким исследователем музыкальной культуры Кубы, где когда-то дороги этих двух замечательных людей переплелись, соединив навечно их судьбы. Надеемся, большой, более полный, подробный труд о музыкальной Кубе, как обещает Татьяна Владимирская, будет таким же интересным и искрометным. И без досадных опечаток и неточностей. Будем только рады новой встрече с кубинской культурой.
…Хотел бы в заключение добавить еще несколько слов.
Ежегодно на Кубе проходят сотни различных культурных мероприятий, национальных и международных, - карнавалов, фестивалей, ярмарок-ферий, мастер-классов, встреч знаменитых мастеров искусств с публикой. Этому способствует и специальное турагентство по культуре - «Парадисо» («Paradiso»), другие структуры кубинской отрасли гостеприимства. Главный лозунг «Парадисо» - «Познавать Кубу через ее культуру». В том числе и через музыкальную. Так, давайте следовать этому призыву. Уверен, что не пожалеем.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs