На улицах Киева снова скандируют «Банду геть!». Лозунг «Банду геть!» очень красноречив – его кричали и на первом и на втором майдане те, кто сейчас у власти и те, кто их поддерживал. Даже если принять во внимание версию о том, что нынешние акции носят заказной характер (при этом имея под собой реальные социально-экономические причины), лозунг этот остается рабочим.
Налицо и классические признаки революционной ситуации: верхи не могут управлять по-старому, низы не хотят жить по-старому, значительное повышение активности народных масс. Две украинские революции – «оранжевая» 2004 г. и «достоинства», или «Евромайдан» 2013-2014 гг. не привели к коренному изменению поведенческих моделей украинской политической элиты (коррупция, популизм, беспринципность), даже при значительном изменении персонального состава. Один из представителей новой политической элиты Украины, журналист, революционер, а в настоящее время депутат Верховной Рады Украины, член президентской фракции «Блок Петра Порошенко» Мустафа Наейм четко определил эту ситуацию: «Нынешняя власть – это мародеры, которые с помощью старых схем удерживаются во власти». Как результат, украинским обществом овладевает состояние социального раздражения, что вновь возбуждает активность масс. В сентябре социологические опросы показывали, что положение дел в стране считают в целом неправильным более 70% граждан.
Ситуация для политического режима становится тревожной, причины этого сформулировал уже упомянутый Найем: «Проблема в том, что они думают, что это – навечно, что они взяли власть и будут держать ее в руках. В действительности это не так. Именно Майдан доказал, что публичная легитимация и общественная поддержка – важнее всех полномочий. Они этого не поняли. Партнером власти стал не народ, который их привел, а старые методы, за которыми пришли старые люди». (nv.ua)
Популизм украинской власти на фоне проблем граждан приобретает причудливые формы – например, принято решение о финансировании из госбюджета крымских СМИ. Или еще - Кабинет министров Украины заподозрил, что компания «Киевэнерго» разослала в ноябре платежки с завышенными тарифами за отопление в рамках т.н. плана «Шатун». МВД поручено провести проверку, а министр информационной политики Юрий Стець заявил, что такие «ошибки» угрожают государственности Украины: «Согласно тому сценарию, о котором говорилось, после получения платежек люди должны были выйти на улицу. Поэтому это не ошибка, нужно провести расследование». («Шатун» - это «план дестабилизации социально-политической ситуации на Украине», который украинские хакеры получили, якобы взломавэлектронную почту помощника Президента РФ Владислава Суркова).
После этого в украинских медиа прошла волна легитимации плана «Шатун» на основании того, что Служба безопасности Украины подтвердила «правдоподобность» плана, обратите внимание – правдоподобность. Хотя и очевидно, что этот документ - фейковый, и внимание на него никто, кроме самой Украины не обратил, в нем заложены интересные вещи, как, например, – «организация переговоров с оппозиционными партиями на предмет организации «Тарифного Майдана». Этот пассаж позволяет власти обвинить оппозиционные партии не в отстаивании интересов граждан Украины, а в «действиях в интересах Кремля».
Так власть намерена блокировать оппозиционные настроения, основание которым - социально-экономическая ситуация в стране. А эти настроения действительно могут привести к третьему Майдану. В новой «революции» на текущий момент заинтересованы уже и некоторые политические силы. Так Юлия Тимошенко давно заявляет о необходимости социального протеста и полной перезагрузке власти. По ее словам, людям «нужно признать, что они снова ошиблись, снова привели к власти жуликов и барыг. (…) Нужно понять, что все цивилизованные, демократичные страны мира идут путем досрочных выборов, если народ видит, что ошибся. А нам навязывают, что досрочные выборы – это дополнительные деньги из бюджета, что это недемократично……». (lb.ua)
Как организовывать досрочные выборы – Тимошенко знает, она уже делала это в 2007 году, была готова на них идти в начале 2016 года, если бы правительство Яценюка не ушло в отставку.
Нынешняя власть сама завела себя в нынешнюю ситуацию, и ей необходима некая новая форма легитимации в глазах общества. Тем более, это актуально после декларационной кампании, когда чиновники и депутаты задекларировали не только имущество и банковские вклады, но и сотни тысяч, миллионы наличных в национальной и зарубежных валютах. И сейчас вариантов у власти немного – либо досрочные выборы в результате третьего Майдана, либо досрочные выборы без Майдана. Попытки нейтрализовать общественные настроения внешнеполитической повесткой («козни Кремля», «агрессор Россия», «мы на пороге Евросоюза») остаются неудачными, экономика падает, требования МВФ Украина выполнять не решается. Более того, вопреки соглашениям с этим международным институтом правительство повысило минимальную заработную плату, а значит - в этом году очередной транш может не поступить. И это при том, что проблема финансирования дефицита госбюджета для Украины остается основополагающей для выживания государства как такового.
Бывший президент Украины Леонид Кучма дал тревожный прогноз в случае третьего Майдана: «Мы не выдержим Майдан. Это не будет первый и второй Майдан, это будет что-то страшнее. Давайте подумаем, сколько на руках оружия. А если оружие на руках есть, оно обязательно стреляет». (lenta.ru)
Самое поразительное, что, диагностируя проблемы правящего украинского класса, его же представители остаются в плену разрушительного для страны мышления, продолжают оперировать теми понятиями, которые привели людей на майдан и разожгли пламя «коктейлей Молотова» на улицах Киева.
В этой связи досрочные выборы действительно могут выглядеть весьма угрожающим действом. Украинская избирательная система смешанная, половина депутатов Верховной Рады избирается по спискам, половина в мажоритарных округах – 225+225. В условиях этого закона, напряженного общества и оружия на руках, при только-только ставших депутатами участниках АТО и других «детях революции достоинства», которые уже почувствовали вкус власти и хотят в ней остаться – в этих условиях 225 мажоритарных кампаний могут превратиться в 225 маленьких войн.
Стороны политического процесса сейчас пытаются определить, возглавить и склонить на свою сторону основные движущие силы. По мнению наблюдателей это выглядит так: «И власть, и оппозиция (во всем многообразии штаммов) присматриваются (первые с тревогой, вторые — с надеждой) к потенциальной движущей силе возможной революции (восстания, путча, погрома, как кому угодно) - ветеранам АТО. "Дембеля" часто были ударной силой в политических волнениях - цементировали отряды ихэтуаней во время "восстания боксеров" в Китае, служили силовой подпоркой партии большевиков в 1917-м, немецкие окопники Первой мировой транзитом через фрайкорпс перекочевали в штурмовые отряды нацистских СА, французские ветераны Вьетнама и Алжира стали авангардом мятежа в 1961-м…
Те, кто считает ветеранов войны на Востоке однородной средой, легко поддающейся влиянию, заблуждаются. Те, кто недооценивает их возможную роль в политических процессах, заблуждаются еще больше. Большинство представителей этого неимоверного пестрого сообщества отличают три особенности: «у них обостренное восприятие несправедливости, они приучены к упрощенному делению на своих и чужих, звук выстрела не вызывает у них паники и готовность выстрелить у них выше, чем у невоевавшего». (gazeta.zn.ua)
В ситуации слабой власти и экономических проблем, неконтролируемого оборота оружия, наличия участников майданов и АТО, готовых протестовать и стрелять, власть может прийти к выводу, что досрочные выборы – не самый худший вариант сброса социального напряжения. Но при этом остается главный вопрос – выдержит ли Украина третий Майдан, который почти неизбежно будет сопровождать эти выборы?
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs