Стремясь избежать провала на предстоящих менее чем через год всеобщих выборах, правящая в Германии «большая коалиция» христианских демократов и социал-демократов решила разыграть двухходовую комбинацию. После нескольких раундов напряженных переговоров Христианско-демократический союз (ХДС) федерального канцлера Ангелы Меркель, Христианско-социальный союз (ХСС) Хорста Зеехофера и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) Зигмара Габриэля приняла решение солидарно выдвинуть на должность президента Германии министра иностранных дел этой страны Франка-Вальтера Штайнмайера. (dw.com)
Этому предшествовала предварительная договоренность в рядах самих христианских демократов. «Мы пришли к соглашению, ХСС и ХДС. Это важно», - заявил лидер ХСС Хорст Зеехофер. (dw.com)
По сообщению германского еженедельника Spiеgel, кандидатуру действующего министра иностранных дел на совещании правящей коалиции представила лично канцлер Меркель. «Я счастлива, потому что убеждена, что Франк-Вальтер Штайнмайер - подходящий кандидат в это время», - заявила она. (spiegel.de)
Переговоры о возможном преемнике нынешнего федерального президента Йоахима Гаука – полномочия которого истекают 12 февраля 2017 года – продолжались несколько месяцев. «Камнем преткновения» оставалась партийная принадлежность кандидата. Согласно германской политической традиции, функционирование коалиции предполагает довольно жесткое закрепление определенных постов за теми или иными партиями. В соответствии с указанным принципом, должности министра иностранных дел и вице-канцлера традиционно относились к «вотчине» социал-демократов. Однако относительно фигуры президента подобная жесткая схема отсутствует – что позволяло ХДС рассчитывать на выдвижение собственной кандидатура.
Однако в дело вмешались политические соображения – а, вернее, страх подорвать шансы на предстоящих летом-осенью 2017 года выборах в бундестаг посредством провоцирования межпартийных столкновений вокруг достаточно «церемониального» президентского поста. Сказался и очевидный кадровый голод в рядах христианских демократов: за годы правления Ангелы Меркель этот сегмент политического поля оказался основательно «зачищен». В результате христианские демократы были вынуждены уступить президентский пост СДПГ. «Так как ХДС не смогла найти подходящего кандидата, фракция Меркель предпочла выбрать «общего» кандидата вместо споров, которые могут настроить партии друг против друга», - справедливо отметило в этой связи агентство деловых новостей Bloomberg. (bloomberg.com)
За плечами Франка-Вальтера Штайнмайера - весьма успешная политическая карьера. Помимо руководства внешнеполитическим ведомством, в его послужном списке – должности начальника администрации бывшего канцлера Герхарда Шредера, вице-канцлера и председателя СДПГ.
Учитывая то обстоятельство, что президента Германии выбирают члены Федерального собрания – избрание Франка-Вальтера Штайнмайера 12 февраля 2017 года голосами депутатов от правящей «большой коалиции» можно считать предрешенным. (rbc.ru)
Однако интрига в политической жизни Германии от этого только усилится, а само межпартийное соглашение ХДС, ХСС и СДПГ по кандидатуре Штайнмайера ставит на повестку дня целый ряд ключевых вопросов.
Первый из них – кто станет его преемником на посту министра иностранных дел. И этот вопрос может стать для коалиционных партнеров еще большим раздражителем, нежели пост федерального президента. Согласно германской политической традиции, должность руководителя внешнеполитического ведомства обычно неформально закреплена за председателем партии – «младшего партнера» по коалиции. Соответственно, наиболее вероятным кандидатом сегодня является глава СДПГ, вице-канцлер и министр экономики и энергетики Зигмар Габриэль. Он не скрывает своих амбиций в отношении того, чтобы в будущем сменить Ангелу Меркель на посту федерального канцлера, и руководство министерством иностранных дел может стать важной вехой на этом посту в том числе с точки зрения обретения необходимого международного опыта и поддержки ведущих мировых столиц.
Однако у СДПГ есть в запасе и другой амбициозный политик – нынешний председатель Европарламента Мартин Шульц. Его главным козырем выступает как раз наличие богатого внешнеполитического багажа. Однако в самой Германии его позиции не столь сильны, в отличие от Зигмара Габриэля, пользующегося поддержкой национальных бизнес-кругов.
Наконец, в борьбу за пост министра иностранных дел могут, вопреки вышеуказанной традиции, вмешаться и христианские демократы, имеющие собственную кандидатуру – министра обороны Урсулу фон дер Ляйен. Подобный вариант развития событий возможен в случае углубления внутрипартийной борьбы в рядах СДПГ и по линии противостояния социал-демократов и ХДС.
С точки зрения интересов России наиболее подходящей кандидатурой представляется фигура Зигмара Габриэля, который имеет положительный опыт взаимодействия с Москвой по ключевым двусторонним проектам (прежде всего, по «Северному потоку-2»), а также выражает интересы той части германского общества, которая выступает против антироссийских санкций. Кандидатура Урсулы фон дер Ляйен в этом плане представляется достаточно нейтральной в силу того, что она не сможет играть самостоятельную роль, находясь «в тени» Ангелы Меркель. Что же касается Мартина Шульца, то он однозначно придерживается антироссийских взглядов, и именно в его бытность председателем Европарламента данный институт превратился в коллективный рупор соответствующих сил в Европейском союзе.
Второй фактор современной германской политики заключается в том, насколько коалиционные маневры христианских демократов и социал-демократов отвечают интересам их избирателей. Обе партии находятся под возрастающим давлением оппозиционных сил в лице, прежде всего, «Левых» и «Альтернативы для Германии», и неспособность ХДС и СДПГ вовремя отмежеваться от своих партнеров с приближением выборов способна «размыть» их традиционный электорат. Разочаровавшиеся в Меркель и ее заигрываниях с СДПГ уйдут к «альтернативщикам», а более радикально настроенные избиратели левого толка – к «Левым». Очередные парламентские выборы в Германии должны состояться в период между 27 августа и 22 октября 2017 года, но уже сейчас рейтинги ХДС и СДПГ оказались в «подвешенном» состоянии. В частности, обнародованные результаты опроса 14 ноября продемонстрировали, что уровень поддержки ХДС (30%) опустился до минимального уровня за истекший месяц. При этом рейтинг СДПГ последние недели фактически застыл на уровне 22,5%. Это означает, что разочаровавшиеся в политике ХДС отнюдь не спешат поддержать социал-демократов. Согласно имеющейся информации, в политическом сообществе Германии в этой связи считают принципиальной ошибкой социал-демократов решение войти в «большую коалицию» с Меркель и тем более их нежелание дистанцироваться от христианских демократов даже сейчас – в условиях нарастания кризиса как в стране, так и в Евросоюзе в целом.
Показатели других партий, способных преодолеть пятипроцентный барьер на выборах в бундестаг, в настоящее время следующие: «Альтернатива для Германии» - 14,5%. «Левые» - 11,5%, «Зеленые» - 10,5%, свободные демократы- 6,5%. (wahlrecht.de) Иными словами, более 40% участников опросов уже сегодня не склонны поддержать ни христианских демократов, ни социал-демократов, и эта тенденция, очевидно, будет только усиливаться.
Наконец, третьим фактором, способным нарушить планы правящей коалиции на ближайшие месяцы, оставшиеся до выборов, выступает общее ухудшение ситуации в Германии и вокруг нее. В этой связи основными тенденциями негативного свойства для Берлина выступают нарастание миграционного кризиса в ЕС, намеченный на начало 2017 года запуска процесса выхода из Европейского союза Великобритании, усиливающийся общий процесс смены правящих элит в европейских странах, грядущее «переформатирование» отношений США и ЕС при новом американском президенте Дональде Трампе, рост оппозиции антироссийскому курсу Брюсселя в рядах самого Евросоюза. Уже в начале декабря для германской «большой коалиции» может прозвенеть еще один показательный звонок в лице победы на президентских выборах в Австрии 4 декабря текущего года кандидата от Австрийской партии свободы Норберта Хофера, лидирующего по последним социологическим исследованиям. Согласно имеющимся данным, именно победа Хофера может побудить германских социал-демократов окончательно отмежеваться от ХДС Ангелы Меркель с последующим пересмотром всех ранее заключенных коалиционных соглашений.
При этом до выборов в Германии еще должны состояться аналогичные мероприятия в Нидерландах и Франции – где правящие элиты также оказались в кризисе. «Австрийская партия свободы наладила связи с французским «Национальным фронтом», «Альтернативой для Германии» и нидерландской Партией свободы Геерта Вилдерса» - таким рисует один из векторов европейской политики чешское интернет-издание Aktualne.cz. В частности, в Нидерландах местная радикальная Партия свободы уже вышла на первое место в социологических опросах, набирая 29% голосов. (nazory.aktualne.cz)
А это означает, что к предстоящим выборам в бундестаг Европа может оказаться совсем не в том положении, в каком ее привыкли видеть Ангела Меркель и партнеры по «большой коалиции».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs