7 ноября легионер в корпусе украинских чиновников Михаил Саакашвили подал в отставку с поста губернатора Одесской области. Официально отставка состоится после разговора с Петром Порошенко – это пока единственная информация о позиции украинского президента в отношении отставки Саакашвили. То, что президент отставку примет, сомнений не вызывает. И не только по причине того, что Саакашвили на пресс-конференции заявил, что президент покрывает одесские преступные кланы, которые «разрывают область».
Говорят, Саакашвили обладает хорошим чутьем. И, наверное, это так: в отставку он уходит накануне отопительного сезона и в то время, когда вновь начинают говорить о досрочных парламентских выборах, как способе разрядки общественно-политической ситуации. Отопительный сезон на Украине, в целом, и в Одесской области, в частности, пройдет сложно, с имиджевыми потерями для власти, и прежде всего местной и региональной, непосредственно отвечающей за котельные, трубы и т.д.
Это еще и личная стратегия сохранения имиджа и остатков рейтинга бывшего президента Грузии, который в начале губернаторства имел 40% доверия, а по последним данным уровень его поддержки - 10%. Ведь мало что из заявленного ему удалось сделать в области. Дороги не достроены, несмотря на личное участие премьера Гройсмана в выделении на это бюджетных средств, новый терминал аэропорта также не был открыт. Слагаемые этих неуспехов вполне объяснимы – в Грузии под Саакашвили была вся вертикаль власти, а в Одессе он поссорился со всеми: с областным советом, местными олигархами, мэром города. Нажил он себе врагов и на высшем уровне — открытая вражда с министром МВД Украины Арсеном Аваковым, которая стала одним из катализаторов отставки с поста премьера Арсения Яценюка. Сейчас становится очевидным, что Порошенко использовал Саакашвили как инструмент в борьбе за влияние с Яценюком. Тот ушел с поста премьера, но сохранил в парламенте фракцию «Народный фронт», и новое правительство тогда формировалось не без его партийных интересов. Но при этом без интересов Саакашвили, питавшего надежды как максимум стать премьером, как минимум, на волне отставки и вероятного развала коалиции запустить свой партийный проект и принять участие в досрочных парламентских выборах. Порошенко тогда сыграл красиво – отправив Яценюка в отставку, договорился с ним же о сохранении коалиции составе нового правительства, а про интересы одесского губернатора забыл.
Стоит признать, что момент и повод для отставки Саакашвили выбрал правильный. Всю первую неделю ноября Украину сотрясали скандалы, связанные с подачей высшими чиновниками, народными депутатами электронных деклараций с перечнем своей собственности и активов. Украинцы узнали, что государственные служащие владеют элитной недвижимостью, произведениями искусства, имеют, порой, огромное количество наличности. Про свою борьбу со всем этим «беспределом» и рассказал Саакашвили на пресс-конференции, объясняя причины своего ухода.
Уже прорабатываются «красивые» версии отставки. «Система не принимает людей, которые хотят ее разрушить», - заявил народный депутат, член фракции «Блок Петра Порошенко» (БПП) Сергей Лещенко. По его мнению, уже подали в отставку почти все, кто приехал на Украину, в том числе из Грузии: «Это системное наступление на людей, которые приехали спасать эту страну от коррупции. Этим могут заниматься только коррупционеры». Саакашвили, по словам Лещенко, отказался быть частью коррупционного консенсуса.(http//ru.golos.ua/politika/saakashvili_otkazalsya_vozglavit_bpp__nardep_9614)
Какие перспективы есть теперь у экс-президента Грузии на Украине? Они весьма туманны. Принимать участие в парламентских выборах он не может, так как согласно украинским законам для этого 5 последних лет необходимо проживать в стране. После сказанных в отношении президента обвинений («президент поддерживает два бандитских клана в области»), новой должности от Порошенко пока ждать не стоит. Однако, участвовать в строительстве партии «Хвиля» и даже возглавить ее ничего не мешает, как и колесить потом по стране с антикоррупционными акциями. В этой роли его функционал будет ограничен. Но в сочетании (не в союзе) с другими недовольными нынешней украинской властью, Саакашвили может стать инициатором досрочных выборов. Похоже, он отстраняется от тонущей в коррупционных скандалах власти, чтобы не утонуть с ней и сохранить свой капитал популиста, так как проект «Саакашвили» еще нужен не только ему самому, но и отдельным силам внутри Украины и, главное, его зарубежным патронам.
Партия «Хвиля» уже давно должна была стать заметным проектом на украинском политическом ландшафте, но как губернаторская деятельность Саакашвили натыкалась во всех сферах на частокол личных интересов, так и партийное строительство буксовало. А время работало против нарождающейся партии, ее могли бы и могут спасти досрочные парламентские выборы. Понимая, что как губернатору ему представить нечего, что досрочные выборы могут не состояться, и сам он может остаться и без партии и без рейтинга, Саакашвили и хлопнул дверью, намереваясь как минимум сохранить какой-то рейтинг, как максимум стать катализатором проведения досрочных выборов.
Отставка Саакашвили это очередной сигнал украинской власти. Терпение может лопнуть и у его заокеанских патронов, которые увязли в борьбе за так называемую демократизацию Украины. Конечно, под демократизацией понимается новая национальная идея, помощь в переписывании истории, разрыв экономических, человеческих, исторических и культурных связей с Россией, и, чтоб не быть при этом в убытке – получение контроля над самыми лакомыми экономическими активами. А вот последнему украинские олигархи и их лобби на всех уровнях власти сопротивляются. Одной из задач Саакашвили было обеспечить приватизацию одного из крупнейших украинских предприятий – Одесского припортового завода, где присутствуют интересы олигарха Игоря Коломойского. Видя, что ситуация разворачивается не в сторону западных интересантов, Саакашвили блокировал проведение приватизационных конкурсов.
Теперь Саакашвили орудие, которое нацелено на дискредитацию действующей украинской власти, цель – новая перезагрузка, и как следствие новая волна радикализации общества. Идея остается прежней – все из-за коррупционеров, с которыми надо бороться, все из-за России «аннексировавшей Крым и поддерживающей террористов на Юго-Востоке». Каждая перезагрузка все четче рисует образ как внутреннего, так и внешнего врага, четкость образа означает простоту восприятия окружающей действительности обществом, а таким обществом легко управлять.
К моменту добровольной отставки Саакашвили не только показал свою губернаторскую неэффективность в Одессе, но его партия проиграла выборы в Грузии, итого - ноль плюс ноль. Идеальным в этих условиях для него становится выход на международную арену уже не в качестве «варяга»-проводника интересов США на постсоветском пространстве, а в качестве претендента на какую-нибудь синекуру в международных организациях, и его уход – это демонстрация новой американской администрации этой своей готовности. Но при этом можно предположить, что сначала его патроны потребуют от него определенной работы в направлении «перезагрузки» украинской власти с целью обеспечения управляемости политическими и экономическими процессами на Украине.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs