Украина намерена ввести военно-гражданские администрации в граничащей с Крымом Херсонщине

14:52 31.10.2016 Денис Батурин, политолог, член Общественной палаты Республики Крым


19 октября парламентский комитет по вопросам национальной безопасности и обороны одобрил  законопроектом №5111 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно военно-гражданских администраций», которым предусмотрено введение военно-гражданских администраций (ВГА) в Херсонской области, то есть, вблизи границы с Крымом: «ВГА могут быть созданы не только в районе проведения АТО, но и на территориях, прилегающих к району проведения АТО и Автономной Республике Крым». Инициатор законопроекта, член президентской фракции «Блок Петра Порошенко» Иван Винник,  обосновал необходимость данной меры в пояснительной записке. Народный депутат считает, что существует угроза сепаратизма на Херсонщине: «Последние сообщения, которые появляются в украинском информационном пространстве, свидетельствуют об активизации в пределах этих территорий подрывной деятельности апологетов "русского мира", которые распространяют антиукраинские идеи и культивируют российскую имперскую парадигму мышления». (112.ua)

Обращает на себя внимание, что государственный деятель ссылается не на информацию Министерства внутренних дел или Службы безопасности Украины (СБУ), а на сообщения СМИ, по которым и дает оценку социально-политической ситуации. Отсюда, видимо, и такие интересные выводы о ключевой угрозе для Украины в Херсонщине, основанные на сообщениях СМИ: «… малейшие проявления сепаратизма в прилегающей к полуострову Херсонской обл. Москва воспримет как сигнал к наступлению для создания заветного сухопутного коридора из Ростовской области в Крым». Вот такие мифы и легенды рождаются в Киеве на основании сообщений СМИ.

Стоит отметить, что ВГА – это неотъемлемый атрибут АТО на Юго-Востоке Украины.  По определению в соответствующем законе, ВГА это «временные государственные органы в селах, поселках, городах, районах и областях, действующие в составе Антитеррористического центра (АТЦ) при Службе безопасности Украины и предназначенные для обеспечения действия Конституции и законов Украины, обеспечения безопасности и нормализации жизнедеятельности населения, правопорядка, участия в противодействии диверсионным проявлениям и террористическим актам, недопущения гуманитарной катастрофы в районе проведения АТО. ВГА создаются в случае необходимости по решению президента Украины». (zakon3.rada.gov.ua)

Если анализировать ситуацию с ВГА в привязке к конкретной территории Херсонской области, то можно выделить две версии. Первая:  эту систему управления хотят ввести потому, что официальная власть все больше теряет контроль над социально-экономической ситуацией на Херсонщине, где продолжают находиться «активисты» «Гражданской блокады Крыма». Помимо этого, эта территория рассматривается «меджлисом» как минимум - местом организации некой «Автономной Республики Крым»,  как максимум - «плацдармом для деоккупации Крыма». Еще в мае главный «активист-блокадник» Крыма Ленур Ислямов заявлял о необходимости введения ВГА на Херсонщине, где,  по его мнению, проходит «граница, которую необходимо укрепить, настроения в обществе, с которыми нужно работать. (…) антиукраинские настроения в регионе чрезвычайно сильны, однако власть предпочитает закрывать на это глаза». (ru.slovoidilo.ua)

Вторая версия:  ВГА в Херсонской области для Украины - составная часть «дорожной карты» по введению Крыма в рамки нового переговорного формата, который она инициирует и называет «Женева плюс».

ВГА на границе с Крымом – весьма удобная для Киева ситуация для организации контролируемого локального хаоса. Чем не мини модель Ближнего Востока!  Судя по всему, местные адепты «теории хаоса» мечтают вязать узлы конфликтов в этом регионе – между «меджлисом», населением и властями Херсонщины (читай – ВГА) и залетными активистами из добровольческих батальонов и националистических партий. И хаос этот будет действительно управляемым – ВГА, согласно закону, - это временные государственные органы, действующие в составе Антитеррористического центра при СБУ, которая давно наводнена инструкторами и советниками из-за океана. При ВГА будет легче и эффективнее контролировать информационное поле региона. Таким образом, есть все условия для создания зоны напряженности на границе Крыма уже не силами неких «активистов» и призрачного «крымскотатарского батальона по натовскому стандарту», а силами гражданской и военных властей, СБУ и прикомандированных к ней иностранных советников.

При этом в Киеве понимают, что чем больше ВГА, тем меньше голосующих на выборах территорий. Последние  выборы в местные органы власти и Верховную Раду не проводились на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). А это территории, которые могли бы дать голоса «Оппозиционному блоку». Теперь есть желание  «вынести за скобки» Херсонскую область. Такая выборная инженерия  позволяет манипулировать результатами выборов, реализовывать схему «выборочной демократии» под прикрытием сложной ситуации и  «риска террористических актов и вооруженной агрессии». И это весьма ярко иллюстрирует ситуацию с демократией на Украине.

Надо сказать, что эту ситуацию считает сомнительной даже Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины. Эксперты в целом сомневаются в конституционности создания ВГА, так как Конституцией Украины такие органы власти не предусмотрены и полномочий по их созданию у президента, согласно Конституции, нет. В своем заключении от 13 октября 2016 года парламентские эксперты также заявили, что считают «нецелесообразным и неправомерным» создавать ВГА на территориях, где существуют органы государственной власти и местного самоуправления, которые могут самостоятельно осуществлять свои полномочия,  и что борьбу с сепаратистами и террористами должны вести правоохранительные органы, а не ВГА.

Но вопреки всему, ВГА могут быть созданы по решению президента Украины, для этого необходимо  лишь принять закон, предусматривающий возможность появления ВГА в Херсонской области.  И тогда это станет дополнительным инструментом для украинского президента, который может быть использован в рамках подготовки к следующей встрече «Нормандской четверки». По сути, это инструмент для обострения ситуации на границе с Крымом и его затягивания в Минский процесс с последующим выходом на формат «Женева плюс», куда Украина хотела бы  включить Турцию и США. Украине очень нужно выйти за рамки Минского процесса, расширяя его тематику и состав, потому что выполнять Минские соглашения нет ни желания, ни политической воли, ни ресурсов. Это продемонстрировала встреча «Нормандской четверки», которая в очередной раз потребовала от Порошенко выполнения этих соглашений.  

Глава Российской Федерации Владимир Путин заявил на дискуссионном клубе «Валдай», что не против расширения «нормандской группы» по урегулированию ситуации на Украине, в том числе за счет США, однако, по договоренности со всеми «нормандскими» партнерами.  При этом он добавил, что работа с Вашингтоном и так ведется - в формате параллельных консультаций.  Еще Владимир Путин был жестко прагматичен: «Несмотря на то, что дискуссия в «нормандском формате» идет сложно и не очень эффективно, нужно оставаться в рамках этого формата, чтобы чего-то добиться».

Примечательно, что законопроект касательно ВГА был внесен в Верховную Раду еще в сентябре и, вдруг, одобрен - 19 октября, как раз в день последней, на настоящее время, встречи «Нормандской четверки». Вряд ли это случайность. У Порошенко есть острая необходимость ввести в рамки переговорного процесса Крым - отсюда и замысел о введении ВГА на Херсонщине с целью предотвращения мифической  «угрозы создания сухопутного коридора Ростовская область – Крым». Похоже, что именно так Украина намерена обосновать свои внешнеполитические устремления к новым переговорным форматам в свете  невыполнения  Минских соглашений. 

Ключевые слова: Крым Минские соглашения Херсонская область военно-гражданские администрации на Украине Женева плюс

Версия для печати