Несмотря на существенное снижение рейтинга германского Христианско-демократического союза (ХДС), возглавляющая его с 2000 года Ангела Меркель может через год в четвертый раз стать федеральным канцлером Германии. Об этом сообщила газета Mitteldeutsche Zeitung со ссылкой на главу парламентской фракции коалиционного партнера ХДС Христианско-социального союза (ХСС) Герду Хассельфельд. «Если Меркель готова вновь выдвинуть свою кандидатуру на пост канцлера, я окажу ей полную поддержку», - заявила она, подчеркнув, что партнеры Меркель по коалиции также высказываются за ее выдвижение на новый срок. По словам Герды Хассельфельд, членам коалиции ХДС/ХСС для согласования кандидатуры Меркель осталось преодолеть «некоторые разногласия».
При всей внешней важности данного заявления, его глубинный смысл не следует переоценивать. В настоящее время у блока ХДС/ХСС попросту нет иного выхода, кроме как до конца поддерживать Меркель. За время своего нахождения на посту федерального канцлера с 2005 года она фактически «зачистила» все правоцентристское поле германской внутриполитической сцены. Единственный, кто еще ранее мог составить конкуренцию фрау канцлерин в борьбе за соответствующий электорат – бывший председатель ХСС и экс-премьер Баварии Эдмунд Штойбер. В его послужном списке уже была попытка занять пост федерального канцлера в 2002 году – закончившаяся поражением от кандидата от Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Герхарда Шредера. Однако в последнее время Штойбер (которому в сентябре исполнилось 75 лет) утратил общефедеральные амбиции, сосредоточившись на неформальной политической деятельности. И хотя всеобщие выборы в Германии состоятся еще через год (национальное законодательство отводит для них промежуток с 27 августа по 22 октября 2017 года) – ситуация в коалиции ХДС/ХСС принципиально не изменится, и никакой реальной альтернативы Ангеле Меркель здесь не появится.
Однако этого нельзя сказать о других участках германского внутриполитического поля – на которых происходят весьма опасные для нынешнего канцлера процессы. Социологические исследования свидетельствуют о существенной переоценке избирателями роли и места двух политических сил – ХДС и правой «Альтернативы для Германии» - которые фактически ведут борьбу на одном и том же электоральном фланге. И эту борьбу начинает выигрывать «Альтернатива». Начиная с января текущего года, эта партия увеличила свой рейтинг на пять процентов – с 8-9% в начале января до 13-14% в середине октября. (wahlrecht.de) И как раз аналогичное снижение претерпел рейтинг ХДС Ангелы Меркель – с 39% до 33%. (wahlrecht.de). Другие политические партии и движения в целом сохраняют свои позиции. (wahlrecht.de).
Согласно последним опросам общественного мнения, расклад сил среди партий и движений, преодолевающих пятипроцентный парламентский барьер, выглядит следующим образом: ХДС 33%, СДПГ 22-23%, «Альтернатива за Германию» - 13-14%, «Зеленые» 11-12%, «Левые» 9-10%, свободные демократы - 5%. Для сравнения - результаты предыдущих выборов 2013 года: ХДС 41,5%, СДПГ 25,7%, «Левые» 8,6%, «Зеленые» - 8,4%, свободные демократы (СвДП) – 4,8%. Именно поражение СвДП три года назад стало главным потрясением для Ангелы Меркель, так как она потеряла своего традиционного коалиционного партнера. В результате ХДС/ХСС пришлось экстренно идти на компромисс с социал-демократами, что вылилось в образование так называемой «большой коалиции» с СДПГ – при которой ключевые противоречия между ними оказались загнанными внутрь закрытых дискуссий, но никуда при этом не исчезли, а даже обострились.
Одной из сфер растущих противоречий в германском обществе в настоящее время выступает политика страны в отношении России. И на этом поле позиции Ангелы Меркель выглядят слабее, чем у ее конкурентов. В течение последних двух лет (начиная с событий на Украине весной 2014 года) – она придерживалась курса на ужесточение давления на Москву (в том числе санкционного), в то время как социал-демократы заняли более гибкую позицию, выступая против санкций как наносящих ущерб германской экономике. Кроме того, вице-канцлер, министр экономики и энергетики и наиболее реальный соперник Меркель на предстоящих выборах от СДПГ Зигмар Габриэль активно выступает за реализацию совместных российско-германских проектов – в частности, за сооружение второй очереди газопровода «Северный поток» - что обеспечивает социал-демократам поддержку германского бизнес-сообщества. И нынешние попытки Ангелы Меркель наладить взаимодействие с президентом России Владимиром Путиным по Украине и Сирии выглядят запоздалой попыткой вернуться на политическое поле, уже прочно занятое социал-демократами.
О том, что идея восстановления сотрудничества с Россией действительно пользуется широкой поддержкой в германском обществе, свидетельствуют обнародованные на днях результаты исследования, проведенного национальным институтом исследования общественного мнения Forsa по заказу германского издания Stern. Они говорят о том, что 84% жителей Германии выступают за то, чтобы канцлер Меркель продолжила начатый в ходе переговоров «нормандской четверки» в Берлине поиск возможностей для диалога с президентом Путиным. При этом наибольшее число сторонников диалога с Россией на высшем уровне присутствует среди тех немцев, кто собирается на предстоящих выборах голосовать за «Зеленых» (95%) и «Левых» (92%). Аналогичную позицию занимают 87% сторонников партии «Альтернатива для Германии». (faz.net)
Одновременно, как отмечает германская газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, треть немцев реально боятся войны с Россией, и действия НАТО по усилению своего военного присутствия вдоль российских границ (в частности, в Норвегии, Польше и странах Балтии) лишь усугубляют ситуацию. «Плохие отношения между Москвой и Западом приводят к широко распространенному среди немцев страху военного конфликта. То, что сейчас планирует НАТО, не сможет развеять эти опасения» - пишет газета. При этом лишь 14% немцев считают, что Германия должна воздержаться от дальнейших переговоров с Россией. (dw.com)
Вышеуказанные результаты опросов свидетельствуют о том, что у Ангелы Маркель остается весьма узкое пространство для внутриполитического маневрирования. «В Берлине споры относительно правильной стратегии в отношении Путина проходят внутри самих правящих партий» - указывает в этой связи ведущее немецкое издание Die Welt. (welt.de)
В то время как председатель Комитета по иностранным делам Европарламента и член ХДС Эльмар Брок требует проявить «значительно больше твердости в отношении Москвы» и настаивает на расширении антироссийских санкций Евросоюза, ХСС заняла иную позицию. Летом текущего года члены президиума ХСС встретились с представителями Объединения баварской экономики и подготовили совместное заявление, в котором подчеркивается, что «санкции не должны вводиться на длительный период», а «блоковое мышление больше не отвечает требованиям времени». Именно германское (в первую очередь, баварское) бизнес-сообщество организовало визит в Москву премьер-министра Баварии Хорста Зеехофера в целях обсуждения путей улучшения двусторонних отношений.
В целом на германской партийно-политической сцене «ниша» сторонников налаживания взаимодействия с Россией прочно занята такими силами, как «Левые», «Альтернатива для Германии» и в значительной степени СДПГ и «Зеленые». А собственный электорат Меркель активно «размывается» находящейся еще правее «Альтернативой для Германии». Что же касается прежней ставки на антироссийский курс, то он пользуется поддержкой примерно седьмой части избирателей – что явно недостаточно в плане предвыборных расчетов.
В сложившейся ситуации от Ангелы Меркель уже в ближайшее время следует ожидать более активных действий по другим пунктам политической повестки дня. И в первую очередь это касается миграционной проблемы – еще одной сферы, которая способна похоронить расчеты блока ХДС/ХСС на сохранение в своих руках поста бундесканцлера. Однако данная область является для германского общества даже еще более деликатной и «взрывоопасной», чем отношения с Россией или США. И для того, чтобы изменить невыигрышный с точки зрения электората имидж сторонницы активного и бесконтрольного приема мигрантов, канцлер должна действительно решиться на кардинальные шаги как в плане внутренней политики, так и во внешнеполитической сфере. Именно здесь может лежать подлинный императив ее попыток наладить взаимодействие с Россией по Украине, и, как следствие, – по Сирии.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs