ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

МИД Украины против правды о Волынской резне

13:55 18.10.2016 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Украина и Польша вступили в очередную фазу эмоциональных дискуссий по поводу фильма Войцеха Смажовского «Волынь». Премьера фильма состоялась 7 октября с.г., и он уже побил рекорд посещаемости для кинокартин исторической тематики.

Фильм повествует о геноциде польского населения Западной Украины бандами ОУН-УПА в годы Второй мировой войны. Польский институт в Киеве планировал представить фильм украинскому зрителю, но, по словам директора Института Евы Фигель, показ фильма в столичном кинотеатре «Киев» был отменён из-за вмешательства МИД Украины (1). Неделю назад в Киеве завершился XI Фестиваль польского кино, где «Волынь» В. Смажовского тоже отсутствовала.

Приглашения от Польского института к просмотру фильма получили президент Украины Пётр Порошенко, премьер и депутаты Верховной Рады. Однако МИД Украины направил посольству Польши в Киеве официальное письмо с рекомендацией «в связи с намерением польской стороны провести специальный показ художественного фильма «Волынь» Войцеха Смажовского» отказаться от подобных планов «из соображений сохранения общественного порядка» (1).

Формулировка более чем странная, не дающая ответа на вопрос, как освещение преступлений ОУН-УПА может подорвать общественный порядок на Украине, где этот самый порядок уже настолько подорван организаторами госпереворота в феврале 2014 г., что его полное восстановление не предвидится. «Волынь» может не подорвать порядок, а лишь послужить катализатором уже разгулявшихся тенденций.

Позже посол Украины в Польше Андрей Дещица пояснил, что показ фильма может спровоцировать протестные акции, т.к. сцены фильма могут вызвать на Украине «негативные эмоции». А. Дещица попытался отыграть ситуацию назад, заявив, что в фильме никак не отображён тот факт, что во время Волынской резни 90% украинцев наблюдали со стороны за конфликтом некоторой части поляков и некоторой части украинцев (2).

Таким вывертом украинский посол пробует снять с украинского националистического движения, в лице ОУН-УПА и Украины, как их идейной наследницы, ответственность за организованные массовые казни мирных поляков не только на Волыни, но и в Галиции и подкарпатских воеводствах Польши.

В том, что эти казни были заранее спланированы, у польских историков сомнения не вызывает. Вариант спонтанного выступления неких не идентифицированных украинцев полностью исключён. Версия про спонтанные атаки украинцев против поляков выгодна Киева, т.к. позволяет не называть конкретных виновников и исполнителей я (напомню, это были ОУН-УПА, дивизия СС «Галичина» и т.п.), и скрыть следы в тумане неопределённостей.

Польский композитор и дирижёр Кшесимир Дембский, автор книги «Нигде нет порядка. Волынь – история моей семьи» в интервью изданию Polska The Тimes упоминает, как его отец, переживший события на Волыни, безрезультатно пытался в письмах полемизировать с украинскими изданиями и польскими фальсификаторами истории этих событий (есть и такие!). К последним относятся те из поляков, кто полагает, что союз Польши с Украиной, даже неонацистской, является для Польши благом, ибо позволяет надеяться на формирование антироссийского союза Польша-Украина. Надежды более чем наивные, т.к. человеконенавистническая идеология – оружие обоюдоострое, в любой момент могущее повернуться против того, кто решил им воспользоваться.

Пример: через неделю после премьеры «Волыни» в Польше во время празднования Дня защитника Украины президент Порошенко заявил, что корни украинского воинства – «в Сечи и отрядах Украинской Повстанческой Армии». Это была попытка информационно перебить наметившуюся в польском обществе тенденцию роста негативного отношения к Украине, как идеологической преемнице ОУН-УПА.

К. Дембский вспоминает встречу в своём родовом волынском селе Кисилин в 2003 г. с современными поклонниками ОУН-УПА. Жители-украинцы указали К. Дембскому на схожесть его облика с обликом его дяди Леопольда, который лечил украинцев бесплатно и пал от рук бандеровцев. На вопрос, зачем нужно было убивать такого бескорыстного  врача, жители отвечали: «Так было надо. Такие были времена».

- А если бы сейчас надо было?

-  И сейчас бы [убили]» (3).

Желанием замолчать историческую правду о злодеяниях ОУН-УПА Киев пытается спасти не ОУН-УПА, как таковые, а идеологию современного украинского национализма, ссылающегося на идейное наследие ОУН-УПА. Этим украинские политики способствуют расшатыванию и без того зыбких основ украинской государственности: идеология, замешанная на крови и убийствах, не может не привести к повторению запрограммированных в ней событий.

Такие события погружают государство в пучину гражданской войны, откуда государство может выйти, лишь пройдя через определённый катарсис. Какова будет плата за эту болезненную, но необходимую процедуру?

Это могут быть территориальные потери, когда антифашистские регионы отказываются подчиняться центру. Избежать такого сценария можно лишь путём нравственного очищения, отказа от пронацистских и парафашистских элементов в государственной идеологии, замены их на жизнеутверждающие принципы взаимопонимания и сотрудничества.

Украина пошла первым, наиболее болезненным путём.

 

1)      http://www.tvn24.pl/kultura-styl,8/ukraina-odwolano-pokaz-wolynia-wojciecha-smarzowskiego,684600.html

2)      http://www.tvn24.pl/wiadomosci-ze-swiata,2/ambasador-ukrainy-obawialismy-sie-co-wolyn-moze-wywolac-na-ulicy,684875.html

3)      http://www.kresy.pl/wydarzenia,spoleczenstwo?zobacz/krzesimir-debski-ukraincy-sami-sie-podkladaja-rosyjskiej-propagandzie-szerzac-kult-upa

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати