В Латинской Америке настоящий раскол. После отстранения от власти Дилмы Русеф своих послов из страны отзывают Венесуэла, Эквадор и Боливия. Каракас также разрывает все политические и экономические отношения с Бразилией. В ответ новый президент Бразилии Мишел Темер пошёл на аналогичные меры в отношении трёх латиноамериканских республик.
Минувшим вечером за вотум недоверия Дилмы Русеф проголосовал 61 сенатор, против этого решения - 20 сенаторов. Сама экс-президент назвала действия парламентариев переворотом и пообещала продолжить политическую деятельность.
После смены власти Бразилию захлестнули беспорядки. Сторонники Русеф вышли на улицы крупных городов страны в знак протеста против решения о её импичменте. В Сан-Паулу полиция применила слезоточивый газ, в ответ в правоохранителей летели камни, самодельные бомбы. В результате столкновения пострадали несколько человек. Обстановку в Бразилии в эфире "Вестей ФМ" прокомментировал президент российско-латиноамериканского Института Беринга-Беллинсгаузена, телеведущий Сергей Брилёв.
"Вести ФМ": Сергей, давайте начнём с событий в самой Бразилии. Это финал политического кризиса или пока начально-серединная фаза?
Брилёв: Некий перманентный политический процесс в такой огромной, самодостаточной стране, как Бразилия, идёт многие десятилетия. Но я бы сразу подчеркнул, с конституционной точки зрения, вот с такой, знаете, пуристской юриспруденции, это был как бы импичмент. Но по сути речь идёт о государственном перевороте, и в этой связи на самом деле большинство-то с этим согласно.
С точки зрения политического зачёта, закончились 13 лет правления Рабочей партии, которую привел легендарный президент Лула, а подхватила эстафету Дилма Русеф, и вот эти 13 лет заканчиваются. Своего рода реванш осуществили те, кого в Бразилии коллективно называют баронами. Это можно интерпретировать, как бароны - наследники времён Бразильской империи, когда действительно в Бразилии было дворянское сословие с соответствующими титулами. Можно, конечно, говорить о таких воротилах капитала, я прошу прощения за несколько старорежимную терминологию в данном случае, которые взяли реванш над левыми.
"Вести ФМ": А почему страны Латинской Америки так восприняли импичмент Русеф и пошли на довольно серьёзные заявления недружественного свойства - разрыв отношений и так далее?
Брилёв: Я сейчас первым делом вспомнил, как буквально вчера, пусть это даже и было лет 10 назад, мы писали интервью с Уго Чавесом, который говорил о том, что очень хочет построить газопровод из Венесуэлы до Аргентины через Бразилию. И этот газопровод стал бы своего рода таким скелетом, если хотите, позвоночником общего рынка Меркосур - Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Уругвай и Парагвай. Казалось бы, это было вчера, но сейчас, понятно, это уже не осуществится. Естественно, речь идёт о комбинации факторов и конституционных, и политических и экономических.
В любой истории очень трудно найти нулевой километр, но если посмотреть на события последних полутора месяцев, то со стороны венесуэльцев это ещё и месть за то, что наступило время их временного председательства в том самом общем рынке Меркосур. Но из-за внутривенесуэльских событий такие страны, как Аргентина и Бразилия, с их поправевшими правительствами, теперь выступили против венесуэльского председательства в Меркосуре, тем самым парализовав работу этого блока.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs