Уважаемые дамы и господа,
Только что завершилась первая встреча президентов России, Азербайджана и Ирана. Прежде всего, от имени всей российской делегации хотел бы еще раз выразить признательность нашим азербайджанским друзьям за приглашение, за эту инициативу, гостеприимство и прекрасную организацию нашей работы.
Как вам известно, лидеры подписали совместную Декларацию, работа над которой шла последние недели. Вчера и сегодня продолжались встречи секторальных министров в двусторонних и трехсторонних форматах. Ключевое значение Декларации мы видим в том, что по итогам содержательных переговоров и обмена мнениями относительно перспектив долгосрочного сотрудничества в ней отражен весь спектр возможностей, которые открываются этим новым форматом: от вопросов совместной работы по политической координации, взаимодействию в сфере обеспечения безопасности до обсуждения конкретных проектов в экономической области с упором на транспорт и энергетику.
В контексте беспрецедентного всплеска международного терроризма, включая преступную деятельность ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры», в Декларации особое внимание уделено необходимости объединения усилий на антитеррористическом треке. Россия убеждена, что, как бы не мимикрировали террористы, как бы, например, «Джабхат ан-Нусра» не пыталась менять название в расчете избежать возмездия, мировое сообщество обязано оставаться непреклонным в борьбе с террором, а СБ ООН должен внимательно отслеживать такие попытки террористов спасти свои шкуры и своевременно обновлять соответствующие списки террористических организаций.
Наши лидеры договорились создать трехсторонний механизм, который будет включать в себя разные форматы взаимодействия: саммиты, встречи министров иностранных дел и консультации глав профильных ведомств.
Президенты дали конкретные поручения министрам транспорта, руководителям железнодорожных компаний наших стран предметно проработать вопросы развития транспортного коридора «Север-Юг» по западному побережью Каспия. Министры энергетики подготовят предложения, нацеленные на реализацию совместных проектов в области добычи, транспортировки, переработки, реализации углеводородов и нефтепродуктов, а также электроэнергетики.
Подробно обсуждали положение дел на Каспии, в том числе с учетом итогов прошедшего в июле в Астане совещания министров иностранных дел стран каспийской «пятерки». Лидеры подчеркнули важность скорейшего завершения согласования Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Соответствующие поручения даны министерствам иностранных дел. Переговоры продолжатся - в этом году состоится еще не один раунд. Также решено активизировать подготовку Пятого Каспийского саммита, который должен состояться в Казахстане.
По оценке российской делегации, переговоры, которые положили начало новому перспективному формату, стали важным вкладом в дело укрепления связи между нашими государствами на равноправной и взаимовыгодной основе на благо наших народов и наверняка смогут позитивно влиять на региональные процессы. Мы все заинтересованы в укреплении стабильности, создании условий для взаимовыгодного сотрудничества всех расположенных здесь государств.
Мы с благодарностью приняли приглашение Исламской Республики Иран провести следующий саммит и встречу министров иностранных дел в Иране.
Вопрос: Сергей Викторович, учитывая стратегический характер отношений между Ираном и Россией, насколько нынешнее заседание может укрепить эти отношения?
С.В.Лавров: Мы только об этом и говорили - о том, какое значение нынешнее заседание имеет для дальнейшего углубления связей как между каждой парой из представленных здесь стран, так и между тремя странами как государствами, работающими в совместном трехстороннем формате.
Сегодня состоялись двусторонняя встреча Президента России В.В.Путина и Президента ИРИ Х.Рухани, трехсторонний саммит с участием Президента Азербайджана И.Г.Алиева. На двусторонних переговорах между лидерами России и Ирана был рассмотрен весь спектр наших отношений, намечены конкретные задачи, а также было констатировано, что, несмотря на непростые условия, двусторонние торговля и экономические связи быстро развиваются. За первые пять месяцев 2016 г. торговый оборот между Россией и Ираном вырос на 70%. Это очень серьезный показатель. Есть перспективные инвестиционные проекты, которые также будут обогащать наше взаимодействие.
Развиваются гуманитарные и культурные связи, политическое и практическое сотрудничество в борьбе с терроризмом, в частности, в Сирии, по просьбе сирийского руководства. Это очень важные аспекты. Нас связывают и очень похожие направления стратегического партнерства с нашими азербайджанскими друзьями, у которых, в свою очередь, тесные отношения с Исламской Республикой Иран.
Сегодня все мы увидели, насколько совпадающими могут быть наши подходы к целому ряду задач, которые каждая из наших стран решает в экономике, в сфере обеспечения безопасности, в развитии гуманитарного сотрудничества и во взаимодействии на внешнеполитической арене в регионе и в международных организациях.
Считаю, что это все обогащает палитру отношений между Россией и Ираном и, уверен, будет вкладом в копилку конкретных идей по развитию отношений как между Россией и Азербайджаном, так и между Азербайджаном и Ираном.
Вопрос: Из Донбасса приходят серьезные сообщения, тревожные новости об обстрелах и разрушениях. Какие усилия в данный момент предпринимает «нормандская четверка» для улучшения там ситуации?
С.В.Лавров: Нас серьезно беспокоит то, что происходит в Донбассе. Участились обстрелы, прежде всего гражданского сектора, разрушаются больницы, школы, детские сады. Наблюдатели ОБСЕ фиксируют это. Я уже не говорю о покушении на руководителя ЛНР И.В.Плотницкого. Нас беспокоит нарастание числа подразделений вооруженных сил Украины на линии соприкосновения, постоянно пропадающее вооружение с тех складов, на которых оно должно быть размещено. Это также фиксируют наблюдатели ОБСЕ. Все это происходит на фоне звучащей из Киева, в том числе от некоторых официальных лиц, очень воинственной риторики, вплоть до угроз применить все меры для решения тех проблем, которые существуют в Донбассе.
Все это, безусловно, противоречит “продукту”, который “произвела на свет” «нормандская четверка», я имею в виду Минские соглашения, противоречит и Парижским договоренностям от октября 2015 года. На той встрече в Париже, как вы помните, лидеры России, Франции, ФРГ и Украины согласовали целый ряд конкретных, во многом даже компромиссных, но практических шагов, которые должны быть предприняты, чтобы реализовать, прежде всего, политическую часть Минских соглашений.
Так что нынешний всплеск словесной и военной активности, конечно же, противоречит «духу и букве» Парижских договоренностей, Минских соглашений, которые и без того находятся весьма в плачевном состоянии в том, что касается выполнения украинской стороной ее обязательств.
Мы регулярно общаемся с «нормандской четверкой», в том числе на высшем уровне. Состоялось несколько телефонных конференций. Мы ставим эти вопросы перед нашими партнерами - Германией, Францией и Украиной, используем, в том числе, имеющиеся каналы общения с киевским руководством. В последнее время украинские партнеры предложили «на полях» саммита «двадцатки» в китайском городе Ханчжоу провести очередной саммит «нормандской четверки». Мы считаем, что «четверка», сформированная в Нормандии, обязана нести ответственность за выполнение тех решений, которые согласовываются в этих рамках. Если наши немецкие и французские партнеры, а также китайские хозяева встречи «двадцатки» согласны, чтобы «на полях» саммита «Группы двадцати» организовать встречу в «нормандском формате», то мы будем к этому готовы. Считаем, что это было бы весьма своевременно с учетом того, о чем я сказал раньше.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs