На референдуме о прекращении членства Великобритании в ЕС жители Гибралтара – заморской территории Великобритании - подавляющим большинством (96%) проголосовали за пребывание в составе союза.
Какие последствия для Гибралтара будут иметь итоги голосования, в ходе которого 52% британцев высказались против членства в ЕС (Brexit)? Здесь есть экономические и геополитические аспекты.
Экономика Гибралтара держится на трёх китах – морской торговле, финансовых операциях и игровой индустрии (1). Определённую долю дохода приносит туризм. Для развития данных отраслей необходимым условием являются прозрачные границы и минимум бюрократических сложностей при въезде-выезде /импорте-экспорте товаров/ вводе-выводе денежных средств.
Сейчас режим пересечения границы Гибралтара с Испанией регулируется общепринятыми нормами ЕС. Мадрид оспаривает юрисдикцию Лондона над Гибралтаром. Из последних инициатив Мадрида – призыв к совместному испано-британскому контролю над полуостровом.
Лондон предложение Мадрида отвергает, а британские СМИ открыто пишут, что Испания пытается отдалить Гибралтар от остальной Европы, замкнув экономику и политику полуострова на себя. Британские дипломаты высказывают опасения, что в случае прекращения членства Великобритании в ЕС прозрачная граница между Гибралтаром и Испанией превратится, по инициативе последней, в стену изоляции.
В рамках ЕС Гибралтар пользуется всеми преимуществами открытых границ. Их открытость не позволяет Мадриду усилить степень зависимости экономики полуострова от Испании. В Лондоне уверены: Испании, чтобы достичь желаемого, придётся ограничить некоторые из привилегий Гибралтара.
Официальный Мадрид уже заявил, что наложит вето на любой переговорный процесс между Великобританией и ЕС, если Гибралтар получит приглашение принять в нём участие (2). Мадрид говорит о Гибралтаре как о «третьей территории», наряду с ЕС и Великобританией. Политическое будущее «третьей территории» не должно зависеть от первых двух.
Спор между Лондоном и Мадридом вокруг Гибралтара длится больше трёх столетий. Причина такой сложности кроется в стратегически важном положении Гибралтара. Гибралтар – крохотный полуостров на выходе из Средиземноморья в Атлантику с одной из самых высоких в мире плотностью населения (4615 чел. на кВ. км).
На полуострове расположена база НАТО. Принадлежность полуострова Великобритании позволяет Лондону контролировать коридор из Средиземного моря в Атлантический океан, а также прилегающие стратегические территории - Северную Африку, Ближний Восток, Юго-Западную Европу.
В спорах Мадрида и Лондона вокруг принадлежности Гибралтара проявляются политико-цивилизационные мотивы. Испанцы – народ, который геополитика причисляет к народам сухопутной цивилизации, к теллурократии. Несмотря на факт обладания испанцами заморскими колониями, испанцы остаются относительно консервативным народом, чья история творилась больше на суше, чем в море.
«Да здравствует Испания! От зелёных долин до бескрайнего моря» - строки из испанского гимна указывают на историю Испании, как страны на порубежье земли и моря.
Британцы – народ морской цивилизации, талассократии. История Британии писалась в море, связана с морем, и немыслима без него. «Правь, Британия, морями» - самые известные строки самой известной патриотической британской песни красноречиво это подчёркивают. Туманный Альбион – слишком маленький остров, чтобы его история писалась на суше.
Лондон не чувствует себя в безопасности, если не контролирует стратегически важные морские артерии. Коридор из Средиземного моря в Атлантику – одна из таких артерий. Чтобы контролировать артерию, необходимо иметь возможность контроля над прилегающими территориями (они перечислены выше). Всё это Лондону даёт владение Гибралтаром.
Тот, кто владеет Гибралтаром, получает возможность полностью либо частично заблокировать транзит судов через Гибралтарский пролив, влиять на режим перемещения иностранных судов, воздействовать на политику прибрежных государств, выставлять юридические претензии за право прохода через пролив и т.д. Стабильность использования Гибралтарского пролива в военных целях подкрепляется, кроме военного присутствия Великобритании, особыми отношениями США с Испанией и Марокко, и тесной координации внешней политики Вашингтона и Лондона.
Британский Гибралтар – геополитический гвоздь, доставляющий неудобства Испании. Это своеобразная мина, заложенная 300 лет назад, приведение в действие которой зависит от Лондона.
Интернационализация и демилитаризация пролива не отвечает интересам Лондона. Талассократические государства всегда стремились установить непрямой контроль над морскими артериями там, где не было возможности контролировать их напрямую.
Непрямой контроль – это контроль водной артерии посредством ослабления прибрежных стран, лишение их способности играть заметную роль в деле использования артерии. В случае с Гибралтарским проливом ни одно государство мира не способно единолично его контролировать. Взаимные договорённости между США, Великобританией и Испанией остаются необходимостью.
Brexit предоставляет Мадриду возможность переформатировать устоявшийся баланс интересов. Этот баланс играет на руку талассократии, он ограничивает геополитическую свободу теллурократической Испании, что особенно актуально в век, когда партнёрские отношения с США, принадлежность к НАТО или ЕС не гарантируют внутреннего порядка и стабильности. Мы это видим на примере миграционного кризиса в Европе и попытки государственного переворота в Турции.
2) http://chronicle.gi/2016/07/spain-could-veto-brexit-talks-margallo-says/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs