8-9 июля в Варшаве прошел саммит НАТО. Стремление Украины в НАТО имеет давнюю историю. Одно из последних, до нынешнего саммита, событий - 23 декабря 2015 Верховная Рада поддержала инициативу Президента Украины Петра Порошенко об отмене внеблокового статуса. Ничего другого, кроме курса на вступление в НАТО это не означает. Тогда же генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что процесс оформления членства займет около шести лет. До подачи заявки от Украины ждут реформ в оборонном и государственном секторах, искоренения коррупции и решения вопросов Крыма и Донбасса. Кроме того, Порошенко заявил о намерении провести референдум о вступлении в НАТО.
Очевидное и для Украины невероятное - выполнение минских соглашений как желаемый шаг навстречу НАТО. Ведь идти в Альянс с непризнанием Крыма и гражданской войной на Юго-Востоке бессмысленно - устав организации не позволяет членство странам c территориальными конфликтами. А менять устав под Украину никто не будет. Поэтому выбор вариантов объяснения ситуации невелик: это либо фейковкая политика Киева, либо действия на перспективу (какую?), либо Минские соглашения придется выполнять, но тогда для Украины остается вопрос Крыма.
С одним из этих вариантов, судя по всему, и был связан визит в Киев Госсекретаря США Джима Кэрри 7 июля. Судя по событийному ряду, целью визита было накануне саммита «простимулировать» Украину в вопросах имплементации Минских соглашений и подготовки закона о выборах на Донбассе, наверняка обсуждался и вопрос полицейской миссии ОБСЕ.
Даже украинские эксперты отмечали накануне саммита, что Украина к нему не готова. Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский заявил, что на саммите Украине следует продемонстрировать четкую стратегию развития отношений с Альянсом в технической и политической сферах: «Помощь и сотрудничество НАТО с Украиной зависит от того, насколько сама Украина представляет стратегию решения конфликта на востоке страны, а от программы сотрудничества с Альянсом зависит и пакет помощи. Наши западные партнеры очень хорошо представляют, что такого видения в Киеве на этом этапе нет. Более того, они ждут от Украины доказательств существования такой стратегии, которая дает понимание того, что означает для страны этот конфликт на востоке, какие нам средства необходимы для его преодоления и продолжения реформ». (razumkov.org.ua)
Президент Украины Петр Порошенко также готовился к саммиту в Варшаве – за несколько дней до события украинским правительством были обсуждены и приняты несколько проектов (указы и программы) по сотрудничеству с НАТО. Это формальный уровень подготовки, так сказать, для комфортного самочувствия президента, в папке и в активе у которого оказались: Стратегический оборонный бюллетень, Государственная программа реформирования вооруженных сил, Концепция развития сектора безопасности и обороны, проект указа о создании комиссии по координации евроатлантической интеграции и др. подобные документы.
Другое, и судя по всему более важное направление подготовки Порошенко, это вброшенные им тезисы, идеи, которые, видимо, должны играть большую роль для отношений Украина-НАТО, чем какие-либо документы. В статье для американского издания The Wall Street Journal Порошенко отметил, что «ни у одного из членов Альянса нет такого боевого опыта в борьбе с современной российской армией, как у Украины». Далее эта мысль развивается так: «Мы благодарны за поддержку Западу. НАТО занимало твердую позицию против агрессии России в Крыму и на Донбассе, и продолжает поддерживать создание сильной армии и успешного демократического государства. Благодаря согласованному экономическому давлению, введенного с помощью санкций, Россия была ограничена в ее способности продвигаться на территорию Украины. (…) До тех пор, пока Кремль сможет продолжать разжигать ситуацию в Донецкой и Луганской областях, он будет использовать их в качестве рычага для запугивания других стран. Только глубокое партнерство между НАТО и Украиной будет способствовать стабильности в Украине, Восточной Европе, Черноморском регионе и трансатлантическом регионе в целом, поддержка НАТО является необходимой частью решения для обороны и безопасности угроз в Украине». (zn.ua) Эти рассуждения свидетельствуют о том, что для Киева конфликт на Юго-Востоке не столько проблема, сколько ресурс для привлечения западной помощи и оправдания пробуксовки, а фактически отсутствия реформ.
Еще один сюжет, оставшийся за пределами внимания информационных потоков о саммите - лидеры «меджлиса» на саммите НАТО. За несколько дней до саммита и Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров уже провели встречу с Президентом Польши Анджеем Дудой, украинской и крымскотатарской диаспорами, большего из площадки саммита, судя по всему, они выжать не смогли. На саммите были наблюдателями. Целью было засветиться на значимом мероприятии, актуализировать свои проблемы, где только возможно. Официальное присутствие «лидеров меджлиса» наталкивается на ряд вопросов - насколько НАТО готово работать и в принципе иметь отношение с квазиорганизацией, вернее, лидерами квазиорганизации, которые на протяжении своей политической деятельности находились вне закона, покровительствуют самоуправству активистов на границе с Крымом, которые уже делают попытки организации терактов?
По итогам саммита для усиления взаимодействия Евросоюза и Альянса подписана декларация об активизации сотрудничества по обеспечению безопасности в Европе и совместном противодействии вызовам, «исходящим с юга и востока». Под востоком понимается угроза от России, под югом – ИГИЛ и потоки мигрантов из Ближнего Востока и Азии.
Для Украины итогами саммита стал Комплексный пакет помощи от НАТО, который должен быть реализован до 2020 года. Как заявил президент Украины Петр Порошенко: «Документ, который называется комплексный пакет помощи, предусматривает направления нашего сотрудничества по 40 отдельным пунктам. Это и трастовые фонды, и финансирование реформ украинского сектора обороны, и безопасности... Документ предусматривает, что мы можем получить доступ к стольким пакетам помощи, по стольким направлениям, сколько мы способны имплементировать в виде практических реформ, которые мы должны завершить, согласно нашему Стратегическому оборонному бюллетеню, уже в 2020 году и полностью адаптировать оборонный сектор и сектор безопасности к стандартам НАТО». (gordonua.com)
Данный документ, а также высказывания дипломатов и руководства НАТО позволяют оценить ситуацию Украины. Киев стремится стать восточным форпостом НАТО, однако это если и перспектива, то неблизкая, так как Украина не член Альянса, кроме того, некоторые участники Альянса не хотят обострять и так непростые отношения с Россией. Однако, если в НАТО, не фиксируя это в документах буквально, стали рассматривать Россию как противника, то, значит, в своих планах Альянс воспринимает Украину как «буферную зону» между НАТО и РФ.
В ходе саммита Порошенко встретился и с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Президенты «договорились о дальнейшей координации в сфере региональной безопасности и активизации экономического сотрудничества между государствами. (…) президент Турции отметил поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины и в очередной раз осудил преследование крымских татар в оккупированном Крыму». (zn.ua). Одним словом, ничего нового, однако, становится понятным факт участия в саммите лидеров «меджлиса» - одной из главных целей был контакт с Эрдоганом.
Еще одна знаковая встреча Порошенко с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном. Ключевой посыл этой встречи от Кэмерона звучит так: «Мы найдем пути продолжать поддержку Украины в условиях Brexit». (unian.ua).
Декларации декларациями, документы документами, но если посмотреть на события до саммита и принять во внимание ряд заявлений сделанных во время этого события, то становится ясно, в самом альянсе накопилось множество проблем и противоречий, что идеологу НАТО – США, при уходящем президенте, громкой избирательной кампании и росте социального напряжения в связи с протестами на межрасовой почве сейчас - не до Альянса. Франция, Германия и Италия смягчили свою позицию по отношению к России. Премьер Италии Маттео Ренци принял участие в Петербургском Международном Экономическом Форуме. Президент Франции Франсуа Олланд заявил о необходимости сотрудничества с Россией, а МИД Германии пошёл ещё дальше, подвергнув критике учения НАТО - пустое бряцание оружием, и, наконец, Президент Турции Эрдоган начал поиск путей потепления отношений с Россией.
Остается в этот клубок добавить Украину, и тогда проблемы только усугубятся. И усугубляет свои проблемы Украина сама – как страна медленно борется с коррупцией, так же медленно она реформирует и модернизирует экономику. Такая внутренняя политика никогда не станет серьезной опорой для внешней политики. Достижением Украины на саммите стало признание ее буферной зоной, а Комплексный пакет помощи от НАТО в этой ситуации можно считать оглушительным успехом – Альянс готов финансировать «буферную зону». Сроки вступления Украины в Альянс остаются неконкретными, а значит, натовский горизонт для Украины остается туманным.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs