ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью, Украина в фокусе

Интервью заместителя Председателя Совета Федерации, председателя Комитета общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины Ю.Л.Воробьева порталу АиФ.ру

11:32 29.06.2016 •

Юрий Леонидович, Комитет ваш существует уже несколько лет, аналогов ему нет. На ваш взгляд, все-таки оправдались ожидания по его созданию?

Юрий Воробьев: Действительно, Комитет общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины работает в Совете Федерации с 2014 года. Он был создан исключительно для целей оказания поддержки и помощи населению Юго-Востока, которое страдало и страдает от неоднозначных действий украинских политиков. Вы, наверное, помните, что в то время на территории России оказалось более 2 миллионов человек. Поток беженцев из охваченного войной Юго-Востока Украины в поисках спасения хлынул на территорию России, и мы были вынуждены принимать огромное количество беженцев в короткое время.

России тогда пришлось скорректировать нормативно-правовую базу в миграционной сфере, изыскивать дополнительные финансовые средства для обеспечения деятельности пунктов временного размещения граждан Украины, прибывших на нашу территорию в экстренном массовом порядке, которые принимали этих беженцев. В то время возникло такое общественное движение по оказанию помощи людям, которое нужно было каким-то образом координировать, и Комитет взял на себя эту роль.

Кроме того, Комитет общественной поддержки стал очень важной площадкой, где можно было услышать правду о событиях, происходящих на Юго-Востоке Украины, из первых уст, россияне хотели знать правду.

- Каковы основные итоги работы Комитета, и какова сегодня роль парламентариев в урегулировании конфликта на Юго-Востоке Украины?

- Еще, видимо, нельзя подводить итоги. К сожалению, ситуация до конца пока не разрешилась. Мы видим, что комплекс мер, так называемые минские договоренности, чаще всего именно так называют эти документы, не выполняются, мир не наступил, а население Донбасса по-прежнему находится в изоляции, страдает. Люди не получают в установленном порядке пенсий, не имеют возможности получать качественную медицинскую помощь, у детей нет возможности нормально учиться. А в последнее время мы видим, что вновь начались обстрелы этих территорий, от которых гибнет мирное население. Поэтому, к сожалению, проблема стабильности и мира остается в этом регионе.

Но, думаю, что наш Комитет может гордиться тем, что высокую оценку его работе дают люди. В мае текущего года в Донецке побывала группа членов Совета Федерации, чтобы поздравить жителей с праздником Победы, как-то пообщаться, поддержать, понять, что происходит сегодня. Наши сенаторы побывали там и убедились, что жители Донбасса не только знают о работе Комитета, поддерживают нашу деятельность, но и проявляют огромное уважение к России, к тем людям в Российской Федерации, которые в тяжелое время протянули им руку помощи. Я считаю это главным итогом нашей работы. Конечно, можно рассказать о том, какое количество людей мы поддержали, защитив их права, говорить о том, какое количество гуманитарной помощи при участии Комитета было направлено на территорию Донбасса.

- Она ведь измеряется тоннами?

- Тысячами тонн. Но мне кажется, что самое главное – это оценка простых людей, которые считают, что Комитет общественной поддержки выполняет очень важную гуманитарную миссию.

- Для России и Юго-Востока Украины в свое время была очень болезненной проблема беженцев, в решении которой также принимал участие Комитет. Как сегодня обстоят дела с перемещением граждан?

- Очень много людей возвращается обратно. Вообще, если будет установлен мир, скорее всего, люди вернутся в свои дома, если, конечно, они не разрушены окончательно. Это очевидно. Просто сегодня такая ситуация, что не все могут туда еще вернуться.

Например, на последнем заседании прозвучала информация о том, что сейчас Украиной жителям этих территорий искусственно создаются проблемы с питьевой водой. Эту проблему сейчас приходиться решать Луганску, вкладывать деньги в создание своих водозаборных сооружений. В общем, огромное количество проблем создается для людей в связи с агрессией Украиной против своих граждан.

- А на ваш взгляд, чего такой политикой добивается руководство Украины? Как это объяснить?

- Объяснить это трудно. Понимаете, простой человек при решении проблемы включает здравый смысл, а политик - интересы. А интересы не всегда исходят от самого этого политика, иногда они исходят откуда-то из-за рубежа. Конечно, удивляет, почему бы Киеву не сесть за стол переговоров с руководством Донецкой и Луганской республик и не обсудить проблемы в рамках уже подписанного сторонами комплекса мер? В этих 13 пунктах Минских соглашений прописан каждый шаг. Но почему Киев в этом не заинтересован, не прошел еще до сих пор этот путь, удивительно. Поэтому, на мой взгляд, тут присутствуют какие-то политические интересы.

А политические интересы какие? Это, прежде всего, получение постоянной поддержки Запада, попытка изоляции России, которую обвиняют сегодня во всех грехах, ну, видимо, стремление наказать непокорных…

- А вы допускаете, что эти территории могут войти в состав РФ, как, в принципе, и Крым, если, скажем так, будет обоюдное желание?

- Вы знаете, так вопрос никогда не ставился. Российская Федерация не претендует на эти территории Украины. Другое дело, что Россия, конечно же, и мы все поддерживаем людей, которые страдают от этой, я бы сказал, варварской политики Киева. Но поддержка – это не значит, что мы хотим завладеть частью территории Украины. Россия и не признавала государственность этих республик, лишь поддерживала морально и материально людей, которые там проживают. Конечно, если так дальше дело пойдет, то они могут вполне оформить свою самостоятельность. Возьмите, к примеру, Косово - этот прецедент открыл возможность многим странам в нашем мире определиться со своей самостоятельностью.

Поэтому я думаю, что Киеву надо просто встречаться с руководствами этих республик и находить общие решения этих сложных проблем. Ведь в этой войне погибли тысячи, а может быть, десятки тысяч мирных граждан. Не так легко теперь найти общие точки соприкосновения, но их надо искать. Так жизнь устроена.

- Европейское сообщество, Запад, который наблюдает за данной ситуацией, почему он поддерживают все-таки Киев, а не республики, которые захотели пойти по пути, к примеру, Косова?

- На этот вопрос должен ответить Запад. Сегодня в рамках «нормандской четверки» определен путь урегулирования этого конфликта, и он не предполагает отделения этих республик от Украины. Комплекс мер минских договоренностей предполагает урегулирование в рамках единого украинского государства. Другое дело, что сегодня уже невозможно, чтобы эти две республики жили на равных, как и остальная территория Украины. Поэтому минские договоренности предусматривают особый статус этих республик.

Для этого нужно изменить конституцию Украины, принять закон о статусе этих территорий, провести местные выборы, и после того, как этот процесс пойдет, тогда, естественно, произойдет передача контроля границы между Российской Федерацией и Донбассом Украине. Это предусмотрено тоже минскими договоренностями.

Но Украина сейчас говорит: нет, давайте мы границу сначала заберем, там разберемся. Естественно, эти республики на это пойти не могут, иначе там будет резня. Россия, чтобы урегулировать этот конфликт, опираясь на минские договоренности, ориентирует стороны на то, чтобы диалог между Киевом и Донбассом наконец-то состоялся. Поэтому мы в Комитете подтверждаем всегда, что Россия не является стороной конфликта. Мы готовы поддерживать мирные процессы, оказывать гуманитарную и материальную поддержку людям и заинтересованы в скорейшем урегулировании этой ситуации.

- Когда Комитет создавался, Валентина Матвиенко сказала, что он будет заниматься, в том числе, инициированием расследований преступлений, которые были совершены в отношении граждан Украины. Вам это удалось?

- Да, это действительно так. Я уже говорил о том, что мы в интересах конкретных граждан старались оказывать поддержку этим людям. Мы старались помогать пострадавшим, оказывая юридическую помощь, мы поддерживали деятельность общественных организаций, которые защищали права граждан, например, чтобы подготовить документы в Европейский суд по правам человека. Это очень серьезная, тяжелая, большая работа, не всегда посиль

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати